$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРОБЛЕМЫ РЕШЕНЫ, ДА ЗДРАВСТВУЮТ ПРОБЛЕМЫ!©

18.06.2013

Проверки, получение разрешений и лицензирование больше не являются основными препятствиями для ведения бизнеса в нашей стране. Им на смену пришли нестабильность законодательства, недостаток квалифицированного персонала и внешнего финансирования. К таким выводам пришли представители Международной финансовой корпорации IFC по результатам исследования «Деловая среда в Беларуси 2013».

Опрос «лицом к лицу» руководителей 1 266 коммерческих микро-, малых и средних предприятий (ММСП), а также индивидуальных предпринимателей был проведен еще в июле– сентябре 2012 г., однако презентация итогов состоялась лишь в минувший вторник в Минске. Задержку в оглашении результатов авторы исследования пояснили значительным объемом анализируемой информации, а также внутренними процедурами IFC. Тем не менее, по их мнению, с учетом инертности законодательных процессов данные исследования сохраняют высокую степень актуальности в 2013 г.

Итак, с 53% в 2009 г. до 35% в 2012-м сократилась доля респондентов, которые считают проверки наиболее серьезным препятствием для ведения бизнеса. В части получения разрешений удельный вес таких оценок снизился с 46 до 29%, лицензирования — с 34 до 13%.

Продолжила уменьшаться как общая численность охваченных проверками предприятий и предпринимателей (см. рис 1), так и среднегодовое количество проверок на одного субъекта хозяйствования — с 5,1 до 2,79. Исключение составили лишь плановые проверки ИП, участившиеся в среднем с 1,3 до 1,61 в год. Однако рост в секторе ИП авторы исследования связывают с тем, что в прошлом году оно совпало с периодом массового проведения плановых проверок предпринимателей. Куда больше волнует нерегулярное использование контрольных списков вопросов (чек-листов), которые в корпорации считают прогрессивной нормой. Кстати, около 70% предпринимателей также хотели бы, чтобы контролеры всегда пользовались чек-листами. Однако в ходе всех проверок они применялись только у 42% опрошенных, у 19% — лишь в некоторых случаях, а у 32% — вообще не использовались.

Во всех исследуемых категориях субъектов хозяйствования снизился охват разрешительными процедурами, при этом в наибольшей степени среди ИП — с 40 до 9%.

Как и три года назад, бизнесменов более всего волновало большое количество документов, требуемых для получения разрешений, на что указали 32% опрошенных, длительность процедур (21%) и сложность получения разъяснений и консультаций (19%). Правда, в сравнении с предыдущим опросом доля недовольных по этим и другим аспектам разрешений снизилась на 1–10 п.п.

Заметно сократился охват лицензированием, а также среднее количество лицензий на одного субъекта хозяйствования. Не сталкивались с серьезными проблемами при получении лицензий 55,8% респондентов. С 49 до 32% сократилась доля тех, кого не устраивало больше количество требуемых документов, с 41 до 19% — сроки выдачи лицензии, с 17 до 10% — их высокая стоимость.

Любопытно, что самая значительная продолжительность подготовки документов отмечена при получении лицензий на работы и услуги медицинской помощи (24,2 дня), а также для реализации лекарственных средств (23 дня), тогда как быстрее всего можно получить специальное разрешение на розничную торговлю алкогольными напитками (5,7) и табачными изделиями (5,5 дня).

На презентации исследования руководитель программы IFC Вячеслав Жук отметил положительное влияние ряда нормативно-правовых актов. В их числе указы Президента от 1.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также постановление Совмина от 17.02.2012 № 156, утвердившее единый перечень административных процедур госорганов. Вместе с тем, по мнению В.Жука, существует значительное пространство для дальнейшего улучшения деловой среды. IFC, в частности, рекомендует еще больше сократить число лицензируемых видов деятельности, исключить необоснованные и трудновыполнимые лицензионные требования и условия, право контроля за соблюдением лицензионных требований закрепить только за лицензирующими органами, а прекращать действие лицензий только по решению суда. Корпорация предлагает определить четкий механизм появления новых административных процедур и обеспечить свободный доступ через Интернет к информации об уже действующих, а при определении размеров сборов использовать передовой мировой опыт. Контрольную и надзорную деятельность можно усовершенствовать, пересмотрев критерии отнесения ИП и организаций к группе риска для назначения плановых проверок, расширив применение чек-листов и усилив профилактические функции контролирующих органов.

Одновременно исследование выявило новую «тройку» ключевых проблем для ведения бизнеса в стране (см. рис. 2)

На первое место вышла проблема нестабильности законодательства, которую отметили 59% опрошенных, при этом среди представителей частного бизнеса доля таких ответов и вовсе составила 64%. На неравные условия хозяйствования по сравнению с государственным сектором пожаловались 73% частных компаний и ИП. Неравенство выражается в обеспечении госзаказом (для 28% респондентов), при предоставлении налоговых льгот (27%), в распределении материальных ресурсов (24%), предоставлении господдержки и финансовых ресурсов (22%), выделении квот на экспорт/импорт (12%).

Опрос зафиксировал недостаточный доступ ММСП к внешнему финансированию. Здесь прослеживается закономерность: чем меньше субъект хозяйствования, тем реже он использует заемные средства. Ими пользуются 59% предприятий с численностью работников от 101 до 250 человек, 41% — от 16 до 100 человек, 24% — до 15 человек и лишь 12% ИП.

По мнению главы регионального представительства IFC в Украине и Беларуси Руфата Алимарданова, опыт других стран показывает, что доступ к заемному финансированию улучшается при появлении специализированных инвестиционных фондов, в т.ч. венчурных. А вот делать ставку на фондовый рынок, в частности, на выпуск корпоративных облигаций, не стоит. Эти инструменты больше подходят крупному бизнесу.

Для преодоления новых институциональных вызовов IFC рекомендует внедрить в нормотворческую практику оценку регуляторного воздействия актов, исключить придание обратной силы законам и выдерживать требование Директивы № 4 по проведению общественного обсуждения проектов нормативных документов. Предоставление льгот и помощи из госбюджета должно уступить место рыночным финансовым инструментам, предлагаемым в т.ч. через микрофинансовые организации и инвестиционные фонды. Корпорация также рекомендует в общем повышать финансовую грамотность предпринимателей.

Представители IFC в очередной раз заявили о своей готовности сотрудничать с властями и предпринимательским сообществом по дальнейшему совершенствованию деловой среды, напомнив, что в этих целях реализуется консультативная программа группы Всемирного банка «Улучшение регулирования бизнеса и содействие привлечению инвестиций в Республику Беларусь».

Алесь ГЕРАСИМЕНКО