$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнения

ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ НАЛОГОВЫХ КОНСУЛЬТАНТОВ

22.05.2015

 

Специалисты, давно занимающиеся налоговыми консультациями и бухгалтерским аутсорсингом, пытаются оценить, как скажется на их деятельности принятие указа «О налоговом консультировании в Республике Беларусь», проект которого представлен на сайте МНС. Своим мнением по этому поводу делится директор ООО «АЭК», председатель Совета по бухучету и аудиту ОО «БСП» Дина СТАРОВОЙТОВА.

Действительно, передача ведения бухгалтерского учета, исчисления налогов и составления налоговых деклараций на аутсорсинг в профессиональные компании позволяет существенно сократить расходы субъектов хозяйствования. Это реальная экономия на оплате труда, содержании штата бухгалтеров, оборудовании рабочих мест, информационно-консультационных системах, бухгалтерских программах и т.п.

С другой стороны, аудиторы при проведении обязательного аудита обязаны были проверить вопросы, перечисленные в правилах аудиторской деятельности, в т.ч. связанные с налогообложением. На практике аудитор, как правило, тут же консультирует своих клиентов по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, помогает им исправить ошибки и оптимизировать свою деятельность. С принятием указа аудитор будет вправе оказывать такой комплекс услуг только при наличии сертификата налогового консультанта — это прямо вытекает из пункта 6 проекта. Вряд ли сдача экзамена на получение квалификационного аттестата налогового консультанта затруднит большинство аудиторов. Но обратим внимание на различие в квалификационных требованиях. Для аудитора согласно ст. 24 Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» это наличие высшего экономического и (или) юридического образования, стажа работы по специальности, соответствующей экономическому и (или) юридическому образованию, не менее 3 лет. К квалификационному экзамену на звание налогового консультанта предполагается допускать физических лиц, имеющих высшее экономическое и (или) юридическое образование и опыт практической деятельности в области налогообложения не менее 3 лет; среднее специальное экономическое образование с дополнительной квалификацией специалиста по налогам или сертифицированного бухгалтера и опытом практической деятельности в области налогообложения не менее 7 лет; среднее специальное экономическое образование и опыт практической деятельности в области налогообложения не менее 10 лет.

При этом не уточняется, что понимать под «практическим опытом деятельности в области налогообложения». Толкования этого понятия нет ни в проекте, ни в действующих нормативных актах. Можно предположить, что «подойдет» опыт работы в налоговых органах. Однако там, как правило, существует специализация по отдельным видам налогов — в отличие от аудиторов, которым приходится разбираться со всеми платежами в бюджет в комплексе финансово-хозяйственной деятельности клиента. Как формально доказать наличие «практического опыта деятельности в области налогообложения», в проекте тоже не определено. Не окажется ли, что аудиторы выпадут из числа претендентов на получение квалификационного аттестата налогового консультанта, невзирая на опыт практической работы, накопленный за годы аудиторских проверок, консультаций и регулярного прохождения курсов повышения квалификации?

Весьма странно выглядит критерий «среднее специальное экономическое образование с дополнительной квалификацией специалиста по налогам или сертифицированного бухгалтера». Пожалуй, стоит уточнить — что это за дополнительная квалификация? Вероятно, под сертифицированным бухгалтером понимается лицо, имеющее сертификат профессионального бухгалтера. Но для его получения согласно п. 7 ст. 8 Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» требуется наличие высшего образования, предоставляющего в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера, и стажа работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет. Для получения сертификата профессионального бухгалтера среднего специального экономического образования, согласно Закону № 57-З, недостаточно. Полагаю, что это противоречие следует устранить.

ЕЩЕ ОДИН вопрос — страхование ответственности. Ему, согласно проекту указа, подлежит деятельность налогового консультанта, причем страховое покрытие должно составлять не менее 100 базовых величин. На сегодня это 180 млн. Br (около 12,5 тыс. USD) — сумма не слишком существенная даже для среднего бизнеса. Ведь налоговые нарушения, допускаемые субъектами хозяйствования, бывают на порядок выше, а с учетом пени и штрафов — еще больше. Правда, проектом указа предусмотрено возмещение разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, причиненного в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором об оказании услуг по налоговому консультированию. Чтобы обеспечить источник такого возмещения услуги налогового консультанта должны быть «ну очень дорогими». Вряд ли это будет способствовать доступности их услуг и сокращению издержек бизнеса и населения.

Интересно, что до создания Палаты налоговых консультантов на первом этапе регулятором будет выступать МНС. Не возникает ли тут взаимозависимости в части дачи разъяснений и консультаций, которые обязаны давать налоговые органы в соответствии с Налоговым кодексом? Не получится ли дублирования функций МНС, налоговых консультантов, а заодно аудиторов и сертифицированных главных бухгалтеров? Полагаю, что необходимо вначале четко распределить между ними сферы ответственности. Это может выглядеть следующим образом:  (таблицу смотрите в печатной версии "ЭГ"). Остается множество других вопросов: как выбрать тот или иной режим налогообложения, юрисдикцию, возможность применения налоговых льгот, определить налоговые последствия различных сделок и вариантов договоров. Пока сертифицированных налоговых консультантов в республике нет, такие вопросы решают сами бухгалтеры или финансовые директоры либо аудиторы и юристы в рамках оказания консультационных услуг — обычно довольно успешно. Но главные проблемы в этой сфере — постоянное изменение налогового законодательства, причем нередко задним числом, а иногда и в середине налогового периода. Я думаю, что налоговые консультанты это сразу ощутят в своей практике. Поэтому для успеха их деятельности пригодился бы мораторий на внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство хотя бы сроком на 5 лет.

На сегодня совершенно не освоен рынок консультирования и подготовки налоговой отчетности физических лиц. Поэтому начать внедрять и систематизировать подходы необходимо с этой группы плательщиков. Но сначала следует внимательно обсудить и уточнить проект указа, чтобы исключить дублирование функций бухгалтера, аудитора, юриста и налогового инспектора, устранить противоречия и неясности, которые на практике могут привести к весьма негативным последствиям.


Налоги: список рубрик
Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях