Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Финансы
24.02.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проблемы казны: из года в год без изменений

Традиционные на протяжении ряда последних лет старые проблемы реального сектора экономики -- снижение уровня рентабельности, медленное сокращение количества убыточных предприятий, почти "неподвижные" долги прошлых лет и неуменьшающиеся запасы готовой продукции -- предопределили ход расширенной коллегии Минфина...
Традиционные на протяжении ряда последних лет старые проблемы реального сектора экономики -- снижение уровня рентабельности, медленное сокращение количества убыточных предприятий, почти "неподвижные" долги прошлых лет и неуменьшающиеся запасы готовой продукции -- предопределили ход расширенной коллегии Минфина. На ней были подведены итоги исполнения бюджета за 2003г. и определены задачи на текущий год.

Главному финансовому ведомству страны приходится изыскивать источники поступлений в казну для реализации государственных программ и мероприятий поддержки отраслей народного хозяйства, сохраняя социальную направленность бюджета в непростых условиях.

По заявлению министра финансов Н.Корбута, бюджетные ассигнования позволили обеспечить в бюджетной сфере рост зарплаты, которая в декабре 2003г. достигла в эквиваленте 131 USD (без военнослужащих) при плане 125 USD. Это является хорошей базой для выполнения прогнозных параметров по росту доходов населения на 2004--2005гг.

В 2003г. в консолидированный бюджет поступило 12187,7 млрд. руб. налогов, сборов (пошлин) и других доходов (с учетом средств целевых бюджетных фондов), или 99,2% к уточненному годовому плану. При этом в республиканский бюджет поступило 6121,5 млрд. руб. (97,3%), в местные бюджеты -- 7281,1 млрд. руб. (100,8).

Выполнение плана обеспечено по всем основным доходным источникам, кроме продажи республиканской собственности. По этой статье поступило лишь 3,3 млрд. руб. из запланированных 325,5 млрд. На 8,9 млрд.руб. меньше поступило и чрезвычайного налога.

Хотя приоритетом налоговой политики объявлен рост прямого налогообложения и постепенный отказ от оборотных налогов, добиться этого на практике не удается. Не выполнили показатели по поступлениям в бюджет налога на прибыль и НДС за 2003г. Минсельхозпрод (105,8 млрд. руб.), Минпром (49,3 млрд.), Минторг (48,1 млрд.), Минстройархитектуры (45,8 млрд.), Минэнергетики (34,1 млрд.).

Запланированные местными Советами депутатов доходы местных бюджетов исполнены в сумме 6171,4 млрд. руб., или на 101,7% годовых назначений. Вместе с тем в целом по местным бюджетам не обеспечено выполнение годового плана по НДС -- 99,9%, налогу на продажу нефтепродуктов -- 92,7%. За счет невыполнения плана по ряду доходных источников в местные бюджеты недопоступило 24,0 млрд. руб.

В течение 2003г. отдельные предприятия и организации получили субсидии из средств республиканского бюджета в сумме 121,5 млрд. руб., налоговые кредиты на 244,5 млрд. руб., отсрочки и рассрочки уплаты задолженности по платежам в бюджет (включая реструктурированную) на сумму 225,8 млрд. руб. По решениям Президента предоставлены индивидуальные льготы в виде освобождений от уплаты налогов и таможенных платежей на 121,4 млрд. руб.

По состоянию на 1.01.2004г. задолженность налогоплательщиков перед бюджетом составила 249,9 млрд. руб. и превысила ее размеры на 1.01.2003г. на 31,2 млрд. руб.

В целом потери доходов бюджета за 2003г. с учетом имеющейся задолженности по платежам в бюджет, предоставленных налоговых кредитов, отсрочек, рассрочек и льгот оцениваются в сумме около 1 трлн. руб.

За 2003г. из республиканского бюджета выдано 212 бюджетных ссуд и займов на 200,2 млрд. руб. и 80 млн. USD. Около 90% этих сумм приходится на предприятия АПК. Вместе с тем из года в год обостряется проблема возврата бюджетных средств. Просроченная ссудная задолженность на 1.01.2004г. составила 115,5 млрд.руб. и 5,3 млн. USD, в т.ч. в сельском хозяйстве -- 101,0 млрд. руб.; промышленности -- 14,0 млрд. руб. и 5,3 млн.USD; других отраслях -- 0,5 млрд. руб. В 2003г. погашена задолженность по бюджетным ссудам и займам на сумму 56,7 млрд. руб. и 64,3 млн.USD.

Как отметил Н. Корбут, одной из главных задач бюджетной политики в 2003г. было финансовое обеспечение приоритетов и целей, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005 годы. Достигнуты намеченные параметры роста зарплаты в бюджетной сфере и устойчивое выполнение бюджетных обязательств, в первую очередь по выплатам населению, расчетам бюджетных организаций за продукты питания и потребленные энергоресурсы, финансированию АПК, строительства жилья и социально значимых объектов.

Расходы консолидированного бюджета за 2003г. исполнены в сумме около 12640,0 млрд. руб., или 93,7% годового плана. Расходы республиканского бюджета за 2003г., по предварительным данным, составили более 6590 млрд. руб., или 90,8% годового плана.

В 2003г. обеспечена своевременная и в полном объеме выплата зарплаты в бюджетной сфере, пенсий, стипендий, других трансфертов населению, исполнены обязательства по государственному долгу. Кроме того, в период 29--2003-12-31г. профинансированы расходы по опережающей выплате зарплаты работникам бюджетной сферы со сроками выплаты 1--7.01.2004г., что отвлекло финансовые ресурсы республиканского бюджета 2003г. на сумму около 28,0 млрд. руб.

Однако недобор доходов и источников финансирования дефицита бюджета не позволил осуществить финансирование расходов бюджета в запланированном объеме.

Обеспечение финансовыми ресурсами в первоочередном порядке защищенных расходов повлекло отставание в финансировании отдельных направлений расходов республиканского бюджета: на международную деятельность (88,9% от годового плана), науку (89,9%), промышленность, энергетику и строительный комплекс (55,5%), капвложения (78,8%).

На реализацию Государственной инвестиционной программы в 2003г. предусмотрены ассигнования (без капитальных вложений, на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС) в размере 258,1 млрд. руб. В 2003г. на эти цели направлено 203,9 млрд. руб., или около 79% к годовому плану.

Практически полностью профинансированы расходы, связанные с жилищным строительством, в том числе направлено на льготное кредитование строительства жилья 140 млрд. руб. и передано в бюджеты областей и г.Минска 21,2 млрд. руб. для предоставления субсидий на жилищное строительство. В целом государственная поддержка в строительстве жилья с учетом местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов составила в 2003г. 359,7 млрд. руб.

В 2003г. расходы на науку профинансированы в сумме 131,0 млрд. руб., или 89,9% к уточненному годовому плану. На коллегии были отмечены серьезные недостатки в выполнении отраслевых планов научных разработок, допущенные концерном "Беллегпром" по государственной научно-технической программе (ГНТП) "Легкая промышленность" (из 13 заданий по 4 выпуск продукции не начат, по 6 -- объемы выпуска не достигнуты); концерном "Белнефтехим" по ГНТП "Минеральные удобрения" (из 12 заданий -- 4 не выполнены, по 5 -- показатели выпуска ниже плановых); Минпромом по ГНТП "Белсенсор" (из 27 заданий -- 7 не выполнены, по 11 -- показатели не достигнуты).

Расходы республиканского бюджета на образование в 2003г. определены в общей сумме 415,7 млрд. руб., а профинансированы лишь на 93,4% годового плана. Плановые ассигнования на здравоохранение в 2003г. составили 367,4 млрд. руб., или 5,1% его расходной части, а фактически профинансировано только 89,9% годового плана.

Не хватило денег и на военные цели. На них планировалось израсходовать 460,2 млрд. руб. (1,3% ВВП). Фактически же на оборону было направлено 449,4 млрд. руб.

Кредиторская задолженность на 1.01.2004г. образовалась в сумме 227,3 млрд. руб., из них по учреждениям и организациям республиканского бюджета -- 120,5 млрд. руб.

Дефицит республиканского бюджета на 1.01.2004г. составил около 470 млрд. руб., или 1,3% к ВВП, и профинансирован в основном за счет внутренних источников. Внутреннее финансирование дефицита за счет эмиссии и размещения государственных ценных бумаг составило 282,2 млрд. руб. (за вычетом погашения), кредитов Нацбанка -- 310,6 млрд. По внешнему финансированию погашение кредитов превышает привлечение на 118 млрд. руб.

Внутренний государственный долг на 1.01.2004г. составил 2165 млрд. руб. и возрос по сравнению с началом года на 742,7 млрд. руб. (2,0% от ВВП). Внешний госдолг республики на 1.01.2004г. составил 736,4 млн.USD и уменьшился по сравнению с началом 2003г. на 76,7 млн. USD. В 2003г. на обслуживание внешнего госдолга направлено 72,5 млн. USD, или 71,4% от годового плана. Это обусловлено тем, что не в полном объеме перечислялись платежи по российским кредитам. Погашение задолженности по ним рассматривается в увязке с решением вопроса компенсации потерь Беларуси, вызванных применением во взаимной торговле с Россией НДС, исчисляемого по принципу страны происхождения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by