Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Туризм
22.10.2022 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проблемы белорусского охотничьего туризма: что делать

Фото: freepik.com

Белорусский охотничий туризм за последние пару лет совершил кардинальный разворот: если раньше главными гостями охотхозяйств были иностранцы (преимущественно европейцы), то сейчас они приезжают крайне редко. И эта сфера вынужденно переориентируется на местных охотников. Кого можно стрелять в белорусских лесах, почему идут разговоры о реформировании подходов к Красной книге и что делать с охотничьим туризмом: «ЭГ» попыталась разобраться в особенностях национальной охоты.

Охотничий фонд

Сейчас в Беларуси разрешен один из самых зрелищных видов охоты – загонная охота на диких копытных животных. Подробнее про особенности нынешнего сезона рассказал начальник отдела охотничьего хозяйства Минлесхоза Александр Козорез. По его словам, численность крупных травоядных животных в стране подходит к оптимальной. Так, в белорусских лесах сейчас насчитывается более 120 тыс. косуль, более 43 тыс. лосей, 36 тыс. оленей. Поэтому ведомство сейчас фокусируется не на наращивании численности животных, а на их рациональном использовании.

А. Козорез подчеркнул, что когда количество таких видов животных избыточно, то проблемы начинаются у смежных отраслей, к примеру у сельского или лесного хозяйства. Растет и число ДТП с участием таких крупных животных. Поэтому в стране существуют планы по их изъятию, которые доводятся всем охотхозяйствам страны.

«Охоты сейчас идут активно. Планы изъятия по лосю и оленю в этом году в организациях Минлесхоза уже выполнены на 20%, а ведь впереди еще несколько месяцев охоты. По косуле они выполнены почти на 40%», – рассказал специалист.

Основным арендатором охотничьих угодий сейчас является Белорусское общество охотников и рыболовов. Оно насчитывает 68,5 тыс. человек, из которых 36,3 тыс. – охотники. Глава БООР Игорь Шуневич оценивает состояние своей отрасли, как «не очень достойное».

«Это касается и нашего самого большого общества охотников и рыболовов, и, в целом, всей индустрии. И это в большей степени основано на том, что мы увязли в повседневности и перестали смотреть вперед и ориентироваться на самые лучшие охотничьи показатели других стран, в которых данная индустрия процветает», – заявил он.

При этом И. Шуневич отметил, что в текущем сезоне члены БООР осваивают те лимиты добычи животных, которые им предписаны.

Красная книга – рудимент?

Говоря о проблемах в отрасли, И. Шуневич критикует существующие подходы к защите животных, в частности, тех видов, которые внесены в Красную книгу Беларуси. По мнению главы БООР, Красная книга – это рудиментарный инструмент с точки зрения природоохранной деятельности. В нее в свое время необоснованно внесли, к примеру, рысь. В то же время сегодня численность и рыси, и медведя, и зубра находится в таком состоянии, что позволяет вести на них охоту. Возможно, это должна быть охота с ограничениями – лимитированная, именно так сейчас происходит с зубром. Он отмечает, что в некоторых регионах численность зубра достигла таких размеров, которые требуют регулирования, что и происходит в настоящее время. И эта численность растет. Поэтому о специальной защите и дополнительных мерах речь вести не приходится. Нужно вести речь о рациональном использовании этого природного ресурса, как и всех остальных – это и рысь, и медведь, и барсук, и ряд птиц.

Отчасти согласен с этим и А. Козорез. По его мнению, в стране нужно применять адаптивные методы контроля за численностью животных, вместо таких жестких, как прописаны в Красной книге. В качестве примера он привел того же зубра. Сегодня в стране есть 8-9 больших популяций этого вида, численность которых уже слишком высока. Чтобы расселить животное на другие территории, нужны средства. Деньги на расселение могли бы выделяться по программе развития охотничьего хозяйства, но там прописано, что тратить их можно только на охотничьи виды. Зубр в это число не входит. Кроме того, заявил представитель Минлесхоза, охотничьи виды животных лучше контролируются. Ведомство ежегодно мониторит количество оленя или лося, а вот сколько в стране медведей или рыси – не знает никто.

Трудности охотничьего туризма

Охотничий туризм сегодня переживает не самые лучшие времена. И. Шуневич рассказал, что по сравнению с тем, как складывалась ситуация пару лет назад, количество охотничьих туров снизилось. В 2021 году их было около 600, в текущем – наметилась небольшая положительная динамика: за прошедшее с начала года время их было уже около 590. Сместился и страновой фактор – теперь в охотугодьях редко увидишь европейца, чаще всего приезжают россияне или граждане других стран СНГ.

«Иностранцев стало мало. Хотя до этого был интерес, и к нам приезжали люди из Франции, Германии, Польши, практически со всей Европы и мира. Сегодня это поток прекращен», – подчеркнул глава БООР.

Для охотников-иностранцев в Беларуси установлены особые цены, которые намного выше, чем для белорусов и охотников из стран СНГ. К примеру, один трофейный лось или олень стоит несколько тысяч евро.

За 2021 год на турах БООР заработал 597 тыс. EUR, за этот год уже заработано 488 тыс. EUR. Для сравнения, в 2019 году представители общества охотников и рыболовов замахивались на миллион EUR, а в 2018 году выручка от иностранного охоттуризма составила 847 тыс. EUR.

О снижении количества охотников говорят и в национальном парке «Беловежская пуща». По словам заместителя гендиректора нацпарка Нины Богуш, за январь-сентябрь пущу посетило 1,5 тыс. охотников. И только 37 человек из них – иностранцы. Причем отмечается следующая тенденция: охотники все меньше заказывают какие-то допуслуги, на которых зарабатывал национальный парк.

Главный охотовед Беловежской пущи Олег Щитов дополнил информацию. Он рассказал, что в 2021 году в пуще побывало 3,5 тыс. охотников, т.е. поток упал значительно. Но расстраиваться пока рано – загонная охота на копытных сейчас в разгаре, а значит, вырастет и число охотников в пуще. Только за октябрь сюда приехали 250 человек. О. Щитов также рассказал о лимитах на добычу животных на этот год: в пуще в этом году разрешили добыть 1227 особей оленя, косули – 400 особей, лося – 77 особей.

Перезапуск

Ситуация сложилась так, что сфера охоттуризма в стране требует перезагрузки. Этот вид туризма, конечно, нельзя отнести к массовым, но именно в этой нише зачастую присутствуют кредитоспособные клиенты, отметил директор ГУ «Национальное агентство по туризму» Дмитрий Морозов. И сегодня приоритет охотничьего туризма, как и в остальных туристических секторах – это клиенты из Беларуси. Да, приезжают еще гости из РФ, но в соседней стране собственный охотничий потенциал весьма высок. Поэтому отрасли надо немного переформатироваться, считает Д. Морозов.

Так, больше внимания стоит уделять дополнительным услугам. К примеру, развивать те предложения, которые будут интересны не только охотникам, но и обычным туристам. Речь идет об экологическом туризме, сплавах на байдарках, велотурах. Отдельно стоит разрабатывать предложения для охотников, которые готовы привезти свои семьи. То есть необходимо предоставлять пакет услуг: охотнику – организовать охоту, его семье – экскурсии и другие развлечения. Это, по мнению главы агентства, поможет дозагрузить инфраструктуру, особенно в несезон.

Заместитель директора – начальник отдела охотничьего туризма и реализации продукции охоты РУП «Белгосохота» Александр Иванов проинформировал, что подобная работа уже начата. «Белгосохота» старается предлагать комплекс услуг. В частности, уже в этом году охотники из РФ приезжали с семьями, для которых разрабатывалась отдельная экскурсионная программа.

Специалист рассказал также о курсах, которые для охотников из Беларуси проводит его организация. В Минске они проходят очно в течение 10 дней (в их стоимость входит одно занятие по практической стрельбе). Для всей остальной страны предусмотрен онлайн-формат. Человек проходит обучение дома, потом идет в охотхозяйство по месту жительства и сдает экзамен. Цена – около 200 руб., записаться можно в любое время. Ежегодно обучение проходит около 2 тыс. человек.

А. Козорез обратил внимание еще на один фактор: в стране стоит развивать не только самые распространенные сейчас виды охот (чаще всего это охота на копытных), но и более экзотические варианты. По его словам, в Беларуси все больше людей, которым интересна охота на мелкие виды дичи – водоплавающую, болотную, пернатую. К примеру, стала проводиться охота на выпускного фазана и люди стали приезжать с легавыми собаками. Это направление необходимо развивать и дальше.

Представитель Минлесхоза также отметил, что в каждом регионе есть свои особенности. И это тоже можно сделать туристической фишкой. Так, на Полесье лучше всего охотиться на водоплавающую птицу, за глухарем стоит ехать на Витебщину, а благородного оленя лучше всего искать в Беловежской пуще и прилегающих районах (Пружанском, Ивацевичском).

Читайте нас в Telegram и Viber
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений