Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Интеграция
25.11.2003 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проблема не в цене на газ

Если ожидаемое повышение цены на газ не будет сопровождаться структурными реформами, то банкротами могут оказаться около 70% промышленных предприятий Беларуси...

Если ожидаемое повышение цены на газ не будет сопровождаться структурными реформами, то банкротами могут оказаться около 70% промышленных предприятий Беларуси.

Потепления в отношениях Беларуси и России, несмотря на дипломатическое декларирование интеграционных устремлений, события последних недель не принесли. Это значит, что вместе с новогодним праздником к нам придут не только традиционные надежды на иную, нежели сегодня, и обязательно замечательную жизнь, но и новые цены на необходимое Беларуси голубое топливо. Опустим популярные рассуждения из серии, кто кому больше нужен и должен и кто к кому в связи с этим придет на поклон. Оперируя цифрами и фактами, попробуем спрогнозировать, чем обернется для белорусских субъектов хозяйствования предполагаемый рост цен на газ. Есть ли шанс избежать потерь?

Рост цены на газ приведет к катастрофическому снижению конкурентоспособности белорусской продукции -- повторяют чуть ли не хором все аналитики, как государственные, так и независимые. Подсчитаны потери белорусской экономики при разных вариантах цены поставляемого газа и различной ее сочетаемости с белорусскими транзитными ставками ("НЭГ" N 78 за 7.09.2003г.). Эксперты отжонглировали цифрами предполагаемых потерь республики (от 60 до 800 млн. USD) и затаились в ожидании.

Чтобы оно не было таким тревожным, напомним, что мировая цена на газ выше того предела, который принимается в расчетах за максимальный (115 USD за 1 тыс. куб. м). Однако это не мешает производителям выпускать конкурентоспособную продукцию. Поэтому вполне возможно, что самая большая проблема белорусской экономки не только и не столько в цене на топливо и энергию.

Анализ структуры себестоимости среднестатистического, но довольно энергоемкого промышленного предприятия показывает, что доля затрат на энергоносители занимает порядка 15% (см. диаграмму). Изменение только цены на газ при сохранении всех остальных затрат в прежнем объеме, действительно, приведет работающее на грани прибыльности предприятие к убытку (см. таблицу).

В 2002г. рентабельность в промышленности составляла 10,5%. Причем ее уровень превышал 11% только в трех отраслях: топливной (34,6%), черной металлургии (17,7%) и рыбной (27,3%). Тогда убыточными были 32,9% предприятий промышленности. Если рост цены до 50 USD приведет к росту себестоимости на 2,6% и такому же снижению рентабельности, то повышение цены на газ до 85 USD -- почти на 11% увеличит себестоимость и на 10 процентных пунктов снизит рентабельность продаж. То есть для 70% предприятий отечественной промышленности она окажется на уровне +1 -- -4. Поднять цены белорусские производители не смогут по причине того, что они и так "на пределе". Стало быть, впереди маячит фактическое банкротство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Каким бы сложным ни было положение, выход из него есть (нет безвыходных ситуаций, есть неприятные решения, говорят психологи). Мировая экономическая теория и практика располагают массой инструментов для оздоровления экономики. Управление себестоимостью -- один из тех, которые доступны на микроуровне. Сделать продукцию конкурентоспособной по цене можно снизив расходы по другим статьям. Часто приходится слышать от руководителей промышленных предприятий, что порядка 50% их сотрудников можно уволить без потерь для основного производства.

Например, российское предприятие, аналогичное тому, структуру себестоимости которого мы взяли для анализа и с которым, естественно, приходится конкурировать на мировом рынке, в ходе реформирования сократило даже не половину своего персонала, а 75%.

Аналогичное сокращение на предприятии, данные которого мы используем в расчетах, позволит ему иметь 20-процентную рентабельность при цене газа 50 USD за 1 тыс. куб. м. Если стоимость голубого топлива достигнет 85 USD, рентабельность останется на уровне 12% (тот самый средний уровень, которого удалось достичь промышленности в январе -- сентябре этого года). Даже при 115 USD за 1 тыс. куб. м производство будет иметь положительную рентабельность, а предприятие -- прибыль. Снижение объема отчислений на социальные нужды в такой же пропорции плюс уменьшение амортизационных отчислений дадут еще больший процент снижения этой самой себестоимости. "Сделаю в следующем году рыночную оценку стоимости имущества предприятия. Самортизированное на 95%, устаревшее морально и физически, оно будет стоить копейки, а доля амортизационных отчислений, ныне составляющая 8%, уменьшится до 2%", -- говорил руководитель одного предприятия в частной беседе. Если рассчитать финансовые показатели после проведения вышеперечисленных преобразований, то получится, что, даже заплатив за 1 тыс. куб. м газа 115 USD, наш производитель сможет работать с 18-процентной (!) рентабельностью.

Немало дохода может принести сдача в аренду или даже продажа ненужных производству площадей, что снизит и энергозатраты. Если добавить к этому то, что при наличии прибыли бывают отчисления из нее в бюджет, появляется возможность модернизации производства, вожделенного повышения заработной платы, то трудно не заметить, что перспектива вдали замаячит вполне привлекательная и для государства в целом. Еще более привлекательной она может быть, если задействовать инструментарий макроуровня. Причем не надо ходить далеко за рецептами оздоровления. Вполне достаточно их прописано в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001--2005гг. "Сформировать благоприятные условия для обеспечения возможности оборота прав собственности, прежде всего в реальном секторе экономики; создать широкий слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочную перспективу развития производства; разработать новые направления и расширить сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства (включая льготное налогообложение, льготные условия кредитования и др.); максимально упростить налоговую систему; снизить общий уровень налоговой нагрузки на экономику; повысить роль прямого подоходного налогообложения" и многое другое -- это все цитаты из вышеназванного документа... и далекая перспектива.

...А политические дивиденды нужны сегодня. Именно поэтому получают льготы и преференции (в частности, энергоносители по льготным ценам) предприятия, производство которых экономически не эффективно, но которые поддерживают иллюзию наличия полноценных рабочих мест у 20, 15, 10 тыс. рабочих. Поэтому повышение цены на газ без каких бы то ни было реформ ляжет непосильным грузом на бюджет (надо же компенсировать избранным предприятиям рост цен, чтобы они и дальше создавали иллюзию эффективной деятельности), а через него на каждого гражданина Беларуси, принимающего участие в формировании доходов государственной казны.

Едва ли стоит надеяться, что перекладывание с больной головы на здоровую прекратится. Как это ни странно звучит, но неэффективная экономика выгодна государству...своей слобостью. Советская экономическая наука, озабоченная все активнее проявляющейся неэффективностью производства, в 80-е годы породила дискуссию среди ученых о сути экономической эффективности. Тогда многие советские экономисты доказывали, что производство может быть нерентабельным, но эффективным с точки зрения удовлетворения потребностей общества, государства, бюджета и т.п.

В арсенале экономической науки есть методики, которые позволяют подсчитать эффективность того или иного проекта для предприятия, государственного бюджета, отдельного участника проекта и т.д.

Расчет показателей эффективности одного такого балансирующего на грани положительной рентабельности (+4,5%) "флагмана" отечественной экономики с коллективом более 15 тыс. человек показывает, что его не имеющая экономической целесообразности работа выгодна бюджету. В государственную казну поступают платежи из оборота, никак не связанные с финансовым результатом. Оперируя цифрами финансовых показателей работы, мы выясняем, что порядка 60 млн. USD такое предприятие может дать бюджету, даже будучи убыточным. Порядка 14 млн. USD оно перечисляет в Фонд социальной защиты. Выдает населению в виде заработной платы еще около 40 млн. USD, тем самым поддерживая на приемлемом уровне показатель безработицы в стране, а в людях консервируя приобретенную в советские годы безынициативность и порождая безысходность. Если экстраполировать тренд его развития на перспективу, то видно, что поддерживаемое относительно небольшими государственными инъекциями предприятие в таком состоянии может просуществовать еще добрый десяток лет, а там видно будет...

В общем, проблема не в цене на газ.

Динамика отдельных показателей деятельности предприятия при изменении цены на газ, %
====================================================================
                           При ны-         При цене на газ
                           нешней    -------------------------------   
                           цене         50 USD   85 USD  115 USD
                         (47,3 USD)    
====================================================================

Затраты на топливо, доля
в структуре себестоимости    1,3        1,5       2,1       2,6
В т.ч. газ                   0,8        1,0       1,4       1,7
Темп роста, расходов на газ  100       115,4    178,3     238,1
Затраты на приобретение
энергии, доля в структуре
себестоимости               12,8       13,6      19,4      24,0
Темп роста, расходы на
приобретение энергии        100       120,9     185,3     246,5
Материальные затраты,
доля в структуре
себестоимости              48,8       50,0      53,8      56,9
Полная себестоимость        100       102,6     110,9     118,8
Рентабельность              3,3       0,7       -6,8      -13,0
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений