Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Проблема есть, но закон не нарушен

Приведенная выше статья затрагивает довольно серьезные проблемы, существующие в налоговой системе РБ. Однако, и на это стоит обратить особое внимание, они характерны не только для отечественного налогообложения. Более того, не следует относить несовершенство нашей налоговой системы только к недостаткам государственного управления. В частности, это касается необходимости уплаты НДС при отсутствии выручки...

Приведенная выше статья затрагивает довольно серьезные проблемы, существующие в налоговой системе РБ. Однако, и на это стоит обратить особое внимание, они характерны не только для отечественного налогообложения. Более того, не следует относить несовершенство нашей налоговой системы только к недостаткам государственного управления. В частности, это касается необходимости уплаты НДС при отсутствии выручки.

Прежде всего, на состояние налоговой системы огромное влияние оказывает уровень налоговой культуры самих плательщиков. Во многих случаях именно их нарушения влекут принятие непопулярных нормативных актов, которые впоследствии усложняют жизнь и добросовестным плательщикам. При этом весьма сложно, а порой и практически невозможно добиться, чтобы всегда учитывались интересы конкретных субъектов, а принимаемые государством меры касались только нарушителей и не затрагивали интересов остальных лиц даже косвенно.

Такие проблемы присущи не только нашему налоговому законодательству. Их проявление можно заметить во всех отраслях права, поскольку они имеют общую основу. Скажем, они есть и в сферах лицензирования, ценообразования и т.д. Главным, что должно быть учтено на государственном уровне при принятии нормативных правовых актов, регулирующих хозяйственные и иные отношения, следует признавать баланс последствий такого регулирования. В случае невыполнения субъектами правоотношений предписаний актов законодательства государство может применять соответствующие меры, как например усиление ответственности, не выходя за рамки закона, а не уподобляться таким нарушителям. То есть государственные органы помимо реализации своих властных полномочий должны правильно оценивать конкретные ситуации и адекватно на них реагировать.

Следует иметь в виду, что в Беларуси, как и в любой другой стране, государственному аппарату свойственно принимать меры, направленные на защиту своих интересов, которые не всегда совпадают с интересами государственными. Не секрет, что субъектам хозяйствования свойственно искать пути снижения налогового бремени, порой выходя за рамки законодательства. Но и уполномоченные государственные органы вынуждены принимать меры по увеличению поступлений в казну, которые также иногда носят неправовой или, как минимум, нецелесообразный характер, но направлены на решение стоящих перед такими органами текущих задач, хотя и наносят в перспективе ущерб интересам общества в целом. Поэтому основное внимание следует уделять созданию такой системы государственных органов, которая бы позволяла своевременно устранять подобные недостатки государственного управления.

В данном конкретном случае надо обратить внимание прежде всего на то, что названная в ней проблема не является нарушением законодательства, как полагает автор статьи. Сегодня исчисление и уплата НДС в Беларуси, России и многих иных странах не связаны с фактом наличия или отсутствия выручки для возникновения объекта налогообложения. Обусловлено это тем, что НДС - косвенный налог, который до момента приобретения объекта конечным потребителем уплачивается лишь формально. Конечно, теоретически возможно создать и иную систему уплаты налога, но на практике сделать это весьма сложно. Кроме того, существуют и более жесткие правила налогообложения, по сравнению с которыми НДС довольно прогрессивен. Например, налоги на вмененный доход, на признаки богатства.

Можно отметить, что в Беларуси были предприняты определенные попытки смягчить неблагоприятные последствия действующего механизма исчисления налогов. Так, существует законодательно закрепленный мораторий на применение мер ответственности за неуплату налога, в том числе НДС, в случае, если плательщик предпринял меры по его уплате, но она не состоялась по причине отсутствия денежных средств.

ОТ РЕДАКЦИИ

Cт.28 НК предусматривает, что объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства. Таковым п.1 ст. 36 НК признает обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Бухгалтерское и налоговое понятие выручки не поддается общечеловеческой логике. В ст.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" дано свое определение объекта налогообложения, которое повторяется и в п.5 Инструкции, утв. постановлением МНС от 2004-01-31 г. N 16. Кроме того, в ст.10 Закона определяется момент фактической реализации объектов для исчисления налога как приходящийся на налоговый период, либо если в соответствии с учетной политикой выручка определяется "по оплате" - день зачисления денежных средств от покупателя на счет плательщика, но не позднее 60 дней со дня отгрузки объектов. Подробно порядок признания момента реализации в таком случае описан в п.13 Инструкции.

Можно поспорить, ущемляют ли эти нормы конституционные права автора статьи. Но пока упомянутые нормативные правовые акты действуют - их требования придется выполнять.

Среди таких требований есть и право налоговых органов вызывать к себе плательщиков при проведении проверки (ст.77 и 81 НК). Кроме того, Указ от 2004-01-22 г. N 36 предусматривает для должностных лиц за неуплату в установленный срок налогов наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин, а за неисполнение выраженного в установленной законодательством форме требования налоговиков - предупреждение или штраф в размере до 20 базовых величин.

Отметим также, что если предприятие не может взыскать с контрагента долг, можно взыскать его с помощью налоговых органов в порядке, установленном ст.58 НК. Для этого согласно подп.1.5 ст.22 НК плательщик должен вести учет дебиторской задолженности и при наличии задолженности перед бюджетом представлять в налоговую инспекцию перечень своих дебиторов с указанием суммы долгов. А там уж разберутся...
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений