Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Пробел будет устранен

О применении повышающих коэффициентов к ставкам единого налога при торговле на рынках
О применении повышающих коэффициентов к ставкам единого налога при торговле на рынках

Что такое торговое место? Уверена, что для большинства наших сограждан этот вопрос особого интереса не представляет. Но только не для тех, кто с такого места торгует и, соответственно, платит налог.

В Конституционный суд обратилась группа предпринимателей из Гомеля и Мозыря. По их мнению, решение Гомельского областного Совета депутатов о применении повышающих коэффициентов к ставке налога в том случае, когда размер торгового места, с которого продаются товары, превышает размер, установленный собственником рынка, дает последним возможность произвольно сокращать размер такого места независимо от вида товара и его размеров, тем самым фактически увеличивая ставку налога.

Исследуя вопрос Конституционный суд обратил внимание на различия в определении для разных целей понятия "торговое место на рынке", которое в силу его полномочий дано Минторгом. Для взимания собственником рынка разового сбора и платы за услуги (за аренду места) торговое место на рынке -- это часть торгового прилавка, торгового ряда и т.д., необходимая для выкладки и реализации товаров с одним продавцом и ведением единого учета поступления и реализации товаров. Конкретный размер торгового места определяет собственник рынка (Правила торговли на рынках Республики Беларусь, утв. приказом Министерства торговли от 8.07.98г. N 100). В развитие Декрета Президента от 2001-05-17г. N 12, которым был введен единый налог и установлены его базовые ставки, постановлением того же министерства от 2001-07-10г. N 28 указано, что к обособленным торговым местам на рынках вне стационарной торговой сети относятся торговые места в торговом ряду, определяемые, как и в вышеназванных Правилах торговли, как часть торгового прилавка и т.д. с одним продавцом и ведением единого учета.

В определении, однако, отсутствует указание на правомочия собственника рынка, вследствие чего индивидуальные предприниматели, занимая на рынке несколько смежных торговых мест и внося плату его собственнику за аренду каждого из них, при исчислении единого налога рассматривают эти несколько торговых мест как одно место (пункт продажи) и в бюджет уплачивают лишь одну ставку налога.

Гомельским областным Советом депутатов случаи, когда для торговли предоставлено торговое место, размер которого вдвое, втрое, вчетверо и более превышает размер, определенный собственником рынка, отнесены к иным особенностям и условиям предпринимательской деятельности, в зависимости от которых размер единой ставки налога устанавливается согласно Декрету N 12, что не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь.

В то же время отмечено, что поскольку размеры торгового места на рынке непосредственно связаны с установлением арендодателем арендной платы, ставки которой определяются им в соответствии с законодательством, а также поскольку согласно Декрету N 12 вышеуказанные торговые места относятся к пунктам продажи, в зависимости от количества и размеров которых определяется ставка единого налога, минимальный размер торгового места подлежит нормативному регулированию с целью обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, в частности, права на предоставление государством равных прав для осуществления хозяйствования и иной деятельности, кроме запрещенной законом (ст.13 Конституции). В этой связи и с целью исключения возможных злоупотреблений со стороны собственников рынков Конституционный суд предложил правительству устранить имеющийся пробел в законодательстве -- установить минимальный размер торгового места на рынках.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений