$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ПРИЗРАК РАЗГРОМА©

12.12.2014

бродит по автосалону

Статистика продаж наводит белорусских автодилеров на грустные мысли о том, что битва за внутренний рынок проиграна. Так, в октябре из 3738 зарегистрированных в Беларуси новых легковых автомобилей около 38% куплено в российских автосалонах, еще 47% ввезены из РФ белорусскими дилерами и лишь 15% реализованы независимыми от российского автопрома продавцами. Какая разница для экономики и бюджета страны, где мы покупаем машины? Ответ на этот вопрос дает «ЭГ» председатель совета директоров ГК «Интеллект» Сергей ВАРИВОДА.

В последние несколько лет емкость рынка новых легковых автомобилей в стране превышает 600 млн. USD. Еще примерно столько же — совокупная выручка в смежных сферах деятельности (запчасти, сервис, кредитование, страхование, реклама, сертификация). То есть речь идет о сумме, почти сопоставимой с нефтяными пошлинами.

При средней цене реализуемого автомобиля в 22 000 USD только сумма НДС, поступившего не в белорусский, а в российский бюджет, составит 3667 USD. Еще минимум 540 USD — «недостача» из-за разницы в ставках утилизационного сбора при ввозе автомобилей гражданами и дилерами. Остальные корпоративные налоги и сборы, отчисления на социальное страхование с зарплат работников автодилеров и служб сервиса дадут еще пару тысяч долларов с одного автомобиля. Всего получается 170–180 млн. USD — примерно столько же, сколько в год расходуется из бюджета на транспорт или культуру.

Так ли уж нужны белорусским дилерам прямые контракты с изготовителями? Есть ли разница, наши дилеры или российские? Есть, причем существенная — примерно такая же, как разница между МАЗом и белорусским Geely. С точки зрения значимости для экономики у этих изготовителей скоро и объемы сравняются, а вот создаваемая в стране добавленная стоимость — никогда.

То же самое и у дилеров. Добавленная стоимость дистрибьюторов включает расходы на логистику, распределение, маркетинг и т.п. В этих процессах участвуют десятки государственных органов и организаций. У белорусского дилера российского дистрибьютора функции ограничены в основном розничной торговлей с минимальной добавленной стоимостью.

Другой важный аспект — вывоз валюты в различных сегментах рынка. Больше всего валюты в расчете на один и тот же автомобиль вывозит белорусский покупатель, приобретающий автомобиль в автосалоне за рубежом, в т.ч. в России. Несколько выгоднее для платежного баланса страны белорусские дилеры российских дистрибьюторов: в стране остаются НДС, утилизационный сбор и дилерская скидка.

Минимум валюты из страны вывозят прямые дистрибьюторы автопроизводителей. Они оплачивают в валюте другой страны лишь таможенную стоимость товара при ввозе из-за пределов Таможенного союза или покупную стоимость у производителей России и Казахстана.

Стоит ли после этого обвинять граждан в обвале курса национальной валюты? И те 30 млн. USD, которые направились в октябре из белорусских обменников в автосалоны России, не есть ли повод для беспокойства для государства?

По данным Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в предкризисном 2008-м доля легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в общем объеме продаж составляла 26,8%, а за январь–октябрь 2014 г. — всего 11,3%. Соотношение продаж машин категории М1 и LCV (категории M2, N1) составляет почти 8 : 1. Иными словами, генератором спроса на авторынке страны являются граждане, а возможности юридических лиц крайне ограничены.

Коммерческий транспорт — товар инвестиционный. За 10 месяцев т.г., по данным Белстата, в республике затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 55,4 трлн. Br, или всего 86,4% к уровню января–октября 2013 г. Кроме спада деловой активности на рынок коммерческой техники по-прежнему оказывает влияние катастрофический по своим масштабам ввоз автомобилей этой группы в льготном режиме согласно Декрету от 7.05.2012 № 6. Напомню, импорт грузовых автомобилей (код ТН ВЭД 8704) в Беларусь «под Декрет» возрос в прошлом году в 2,37 раза по сравнению с предыдущим годом.

Окончательно рынок коммерческой техники в текущем году «добил» утилизационный сбор в отношении транспортных средств, введенный Указом от 4.02.2014 № 64 с 1.03.2014 г. В первую очередь он ударил по продажам беспошлинно импортируемой техники производства стран — участниц Таможенного союза. Например, розничные цены на коммерческие автомобили УАЗ сразу выросли на 20–25%.

Для автомобилей бюджетного сегмента подобное подорожание может привести к двукратному падению реализации. Это подтверждает и статистика БАА: при снижении рынка LCV на 18,8% за 10 месяцев текущего года продажи ГАЗ и УАЗ в сегменте коммерческой техники упали на 29%. При этом российские бренды здесь по-прежнему доминируют — на их долю приходится 43% продаж LCV в стране.

Дилеры российских марок запустили программы утилизации, трэйд-инн, улучшили лизинговые программы. Это дает определенный эффект. Например, в сегменте среднетоннажной коммерческой техники российский ГАЗ со своей легендарной моделью, называемой в народе «ГАЗон», смог увеличить свою долю на рынке MCV с 53% до 65%. Между тем Минский автозавод, представленный в сегменте своим малым грузовиком МАЗ-547 (–537), напротив, сократил свою долю с 12,5% до 10%.

Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота 9 октября заявил, что профильные министерства урегулировали вопрос утилизационного сбора. Если это действительно так, то вскоре мы увидим ощутимый рост продаж российской коммерческой техники.

Пожалуй, отмена утилизационного сбора — сегодня единственный реальный стимул для ускорения роста рынка коммерческой техники. Но скорее всего он в 2015 г. будет стагнировать, а доля производителей из РФ существенно вырастет как за счет ослабления российского рубля, так и за счет возможного решения вопроса о взимании утилизационного сбора при ввозе транспортных средств из России.

НАСТУПАЮЩИЙ год может стать для независимых белорусских дилеров временем окончательного разгрома. Вступающий в силу с 1.01.2015 г. Технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС) приведет к дальнейшему усилению позиций российского бизнеса на белорусском авторынке. В частности, техрегламент устанавливает, что единичные транспортные средства, ввозимые физическими лицами для собственных нужд, подлежат оценке соответствия. Получение сертификата (Одобрения типа) возможно лишь одним официальным представителем изготовителя на территории Таможенного союза. Кроме того, для любого автомобиля, ввозимого в ТС или производимого здесь, с 1.01.2015 г. станет обязательным наличие системы контроля давления в шинах, с 1.01.2016 г. — систем безопасности ABS и контроля устойчивости и т.д. Можно предположить, что преодолеть эти технические барьеры не смогут многие перекупщики, «автохаузы» и граждане.

Реализация норм п. 25 техрегламента приведет к концентрации Одобрений типа на подавляющее большинство марок и моделей машин в руках крупных российских операторов. В основном они и будут контролировать авторынок республики.

Между тем речь, по оценке БАА, идет о рынке, на котором только первичные продажи легковых автомобилей ежегодно оцениваются в 1,5–2 млрд. USD. Его роль в обеспечении финансовой стабильности страны достаточно высока. Поэтому Ассоциация призывает внести изменения в техрегламент ТС: исключить нормы о праве получения Одобрения типа лишь единственным юридическим лицом в Таможенном союзе — официальным представителем изготовителя, а также обеспечить с 1.01.2015 г. соответствие требованиям Евро-5 легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами, в т.ч. из стран Таможенного союза.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА
 

Тем временем

Ноябрь стал чрезвычайно удачным месяцем для российского авторынка. Объем продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) вырос по сравнению с октябрем на 8,5% — до 229,4 тыс. единиц. Это лишь на 1,1% меньше, чем год назад. Всего же продажи за 11 месяцев 2014 г. сократились на 11,6% — до 2,221 млн. автомобилей, сообщает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Небывалый спрос на автомобили в рознице в АЕБ объясняют реализацией программы государственных субсидий, а также настроением покупателей. С одной стороны, они спешили обзавестись новой машиной до ожидаемого повышения цен в следующем году, а с другой — избавиться от дешевеющих российских рублей. Немалую лепту внесли и белорусы, для которых девальвация валюты соседей внезапно сделала закупки в РФ весьма выгодными. По оценке ресурса gazeta.ru, до половины российских автомобильных продаж приходится на граждан Беларуси. В России новые машины стали стоить на 30–50% дешевле аналогичных предложений у нас. Теперь, по некоторым сведениям, ежедневно в республике регистрируется около 500 новых машин, ввезенных из РФ.

В частности, продажи «АвтоВАЗа» в России упали на 17%, до 30,4 тысяч, а за 11 месяцев т.г. — на 16% и составили почти 352 тысячи машин. Но по итогам октября т.г. продажи «АвтоВАЗа» выросли на 4,7% по сравнению с предыдущим месяцем, а в августе 2014 г. — на 32,3% по сравнению с августом прошлого года.

В целом автомобильный рынок России упал на 25,8%. По итогам года АЕБ прогнозирует сокращение продаж на 12%. За октябрь–ноябрь российские дилеры распродали все запасы, и на некоторые ходовые марки даже есть дефицит, рассказал «Ведомостям» старший менеджер автомобильной практики Сергей Литвиненко. При этом даже не понадобились скидки, бонусы и иные маркетинговые ухищрения.

Хотя Mercedes-Benz, Volkswagen, Chery, BMW, Ford, Land Rover и Nissan с начала декабря в РФ подорожали, аналитики ожидают, что последний месяц года тоже будет достаточно успешным для российских дилеров. Высокие объемы продаж ожидаются и в январе — за счет исполнения контрактов, заключенных в IV квартале т.г. Однако в дальнейшем все ожидают спада — энтузиазм покупателей уляжется, ставки по кредитам вырастут, а возобновление программы утилизации под вопросом. К тому же ожидаемая рецессия в экономике неизбежно снизит покупательную способность населения как в России, так и в Беларуси.

Главным драйвером роста авторынка в EY считают недостаточную насыщенность автомобилями, которая существенно отстает от среднеевропейского уровня. Например, согласно исследованию российского аналитического агентства «Автостат» средний в мире показатель обеспеченности автомобилями на 1000 жителей — 162. При этом в Беларуси на тысячу жителей приходится 355 автомобилей — (46-е место в мире), в России — 317 (52-е место), Украине — 191 (69-е), тогда как в Литве — 638 (машин (13-е место), Эстонии — 524 (31-е), Латвии — 344 (47-е). Лидируют же в этом рейтинге Бруней, где на тысячу человек приходится 873 автомобиля, Пуэрто-Рико (819), США (801) и Исландия (758).