$

2.1329 руб.

2.4253 руб.

Р (100)

3.1894 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Призрак дефляции и свобода выбора с разрешения свыше

09.12.2008

     Изменение цен в мире происходит теперь столь стремительно, что государство решило урегулировать порядок принятия решений о реализации в исключительных случаях продукции на экспорт по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры рынка, в том числе ниже себестоимости.

    Согласно Положению о порядке реализации за пределы Республики Беларусь продукции по ценам, определяемым с учетом конъюнктуры мирового рынка, утв. постановлением Совмина от 1.12.2008 № 1834 (НРПА от 4.12.2008 № 5/28855), руководитель организации-производителя, имеющей ведомственную подчиненность, вправе самостоятельно принимать решение о реализации продукции на экспорт в случаях сохранения положительного уровня рентабельности в целом по предприятию с начала года, а также при продаже на торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». В случае убыточности нарастающим итогом с начала года в целом по предприятию такое решение будут принимать вышестоящие органы госуправления, облисполком или Мингорисполком, которым подчинена данная организация.

    Производители, не имеющие ведомственной подчиненности, и индивидуальные предприниматели решают вопросы цен на экспортируемую ими продукцию самостоятельно.

    Решение должно основываться на экономическом обосновании целесообразности реализации продукции, включающем информацию о финансовом положении, рентабельности реализованной продукции с начала текущего года, оценке предлагаемой к реализации продукции, мероприятиях по снижению затрат на ее производство, а также информацию о конъюнктуре рынка, сравнительном анализе цен на аналогичную продукцию.

    Для согласования решения об убыточной продаже на экспорт организация-производитель представляет в государственный орган заявление с приложением к нему перечня продукции по установленной форме, а также экономическое обоснование целесообразности такой реализации. Эти документы должны быть представлены в электронном виде и на бумажных носителях в 2 экземплярах за подписью руководителя организации-производителя, начальника экономической службы и заверены печатью.

    Государственный орган (организация) в течение 5 дней со дня получения заявления рассматривает его, при необходимости запрашивает у организации-производителя дополнительную информацию и письменно уведомляет просителя о принятом решении в установленной форме. Если же в согласовании будет отказано, предприятие получит письменное обоснование такого решения. А при необходимости госорган поможет выработать меры по обеспечению устойчивого развития организации-производителя.

    Собственно, прямого запрета продавать продукцию ниже себестоимости в отечественном законодательстве и раньше не имелось. Но такие действия, мягко говоря, не поощрялись. Да и особой необходимости торговать в убыток не было. Однако сегодня ситуация на мировых рынках складывается весьма своеобразно.

    Появилась угроза дефляции, т. е. тенденции к снижению цен. Казалось бы, нас, переживших бурную инфляцию 90-х, таким явлением не испугаешь. Тем более что по сей день государство строго ограничивает рост цен предельными индексами, лимитирует уровень торговых надбавок и рентабельности, борясь за каждую сотую долю процента. Остановка инфляции — одно из тех достижений, которыми гордятся авторы белорусской экономической модели. Правда, несмотря на это цены на иные товары и услуги в Беларуси почему-то выше, чем у ближайших соседей или за океаном. Но сегодня перед страной замаячила другая проблема. Одним из проявлений мирового экономического кризиса становится глобальное снижение спроса. А бурный рост инвестиций и производства последних лет (в т.ч. и в Беларуси) привел к избыточному в нынешних условиях предложению товаров. Больше всех подвели развитые страны — США и ЕС, потреблявшие львиную долю мирового производства. И под ударом оказались в первую очередь те развивающиеся страны, чья экономика ориентировалась на экспорт. Восполнить его снижение переориентацией на свой внутренний рынок будет непросто — слишком велика разница в доходах китайцев, белорусов, вьетнамцев по сравнению с «золотым миллиардом». Такой поворот событий грозит существенным сокращением экспорта, ВВП и прочих показателей, а следовательно, ростом безработицы и снижением уровня жизни. А потому можно ожидать обострения борьбы на мировых рынках сбыта.

    Неконтролируемое снижение цен на потребительском рынке чревато сокращением прибыльности производства и ростом издержек, что постепенно ведет к экономической рецессии. Неудивительно, что официальные и независимые прогнозы на ближайший год становятся все мрачнее. Впрочем, мы свои пока менять не собираемся. Правда, у Беларуси остается в резерве рычаг в виде регулирования процентных ставок. Благо, они достаточно высоки, особенно по сравнению с Западом, где учетные ставки центробанков стремятся чуть ли не к нулю. Стало быть «ловушка ликвидности» нам не грозит. Однако обратной стороной стимулирования вкладов с помощью высоких процентов является удорожание кредитов для предприятий. Тех самых, которым в борьбе с конкурентами необходимо максимально сокращать издержки. А еще — не допустить увольнения персонала, работы «на склад» и невыполнения плановых показателей.

    За рубежом одной из мер борьбы с дефляцией является снижение косвенных налогов. Поэтому страны Евросоюза намереваются сократить НДС, Россия не решилась увеличивать отчисления на соцстрахование.

    Но одним из главных инструментов является гибкое реагирование на ситуацию на рынках. Разумеется, в рамках требований постановления № 1834. Остается надеяться, что белорусские экспортеры получат дозволение свыше отреагировать на мировую конъюнктуру до того, как она коварно изменится, и удержатся на традиционных рынках сбыта. Ведь трудящимся массам все равно, каким научным термином называется происходящее. Нам бы до получки дотянуть…

Леонид ФРИДКИН