$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Признание реформ

11.09.2009

Согласно очередному обзору МФК и Всемирного банка «Doing Business-2010» Беларусь заняла 4-е место среди 183 стран по темпам проведения экономических реформ. Правда, в общем зачете наш рейтинг по условиям ведения бизнеса не столь велик — 58-е место (+24 позиции). Мы все еще далеки от заветной тридцатки лидеров, а по условиям налогообложения опять на последнем месте в мире.

По оценке международных экспертов, наша страна продвинулась в реформах по 7 из 10 показателей рейтинга. Причем настоящий рывок сделан в вопросах регистрации предприятий, где мы переместились с 98-го сразу на 7-е место, за что следует благодарить Декрет от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования». Сейчас для того чтобы открыть фирму в Беларуси, по оценке ВБ, в среднем необходимо пройти 5 процедур, тогда как в нашем регионе — Европе и Центральной Азии (ЕЦА) их в среднем 6,7, а в странах ОЭСР — 5,7. В свою очередь это позволило сократить время на открытие бизнеса до 6 дней (в ЕЦА — 8,3, ОЭСР — 4,7). Значительно ниже среднемирового показателя издержки, связанные с открытием бизнеса, которые оценены по отношению к доходам на душу населения в 1,7% против 8,3% и 4,7% соответственно. И уж совсем либерально выглядят белорусские 0% минимального оплаченного уставного капитала по отношению к валовому доходу на душу населения (21,5% и 15,5%).

Не столь впечатляет, но все же значительно наше движение в позиции «получение разрешений на строительство» — на 18 пунктов (44-е место в мире). Здесь по количеству процедур (15) нам удалось сравняться со средним показателем по ОЭСР (15,1) и значительно обогнать остальные страны ЕЦА (22,6). Также относительно привлекательными в сравнении с большинством других стран выглядят сроки получения разрешений (161 день) и стоимость процедур (35% от среднедушевого дохода).

На 8 позиций до 32-го места поднялась республика по условиям найма рабочей силы. В этой номинации по шкале от 0 до 100 (по возрастающей степени жесткости) оцениваются регуляторные нормы. Так, по мнению МФК и ВБ, в Беларуси вообще нет каких-либо сложностей с приемом на работу: по данной составляющей исследования индекс равен 0 (в ЕЦА — 31,9, ОЭСР — 26,5). Не заметили эксперты ВБ у нас значительных сложностей с увольнением работников (20 против 25,9 и 22,6 соответственно) и затратами на излишнюю рабочую силу (22 против 27,8 и 26,6).

На 5 позиций до 129-го места в рейтинге мы подросли по условиям международной торговли. Правда, нашим субъектам хозяйствования все еще приходится оформлять больше экспортных документов — 8, чем их конкурентам из ЕЦА — 6,5, а ОЭСР — 4,3. Аналогичная картина по импортному оформлению грузов. Кроме того, экспорт и импорт занимают довольно продолжительное время — 16 и 21 день и обходятся по 1,77 тыс. USD за контейнер, что дороже, чем у большинства стран-соседей.

Достаточно сильны наши позиции (10-е место в рейтинге, +3 пункта) в вопросах регистрации собственности. Для этого необходимо пройти лишь 3 процедуры, занимающие, по оценке ВБ, 18 дней, в то время как в регионе — 5,7 (59,7 дней), а в ОЭСР — 4,7 (25 дней). И совсем ничего (0%), по мнению экспертов Doing Business, стоят эти процедуры по отношению к цене объектов собственности.

На 2 позиции до 12-го места поднялась Беларусь в обеспечении исполнения контрактов, хотя здесь проведение реформ не зафиксировано. Количество процедур, сроки, а также издержки по судебному востребованию платежей у нас значительно ниже, чем в целом по региону. Так что своей платежной дисциплиной мы можем служить примером для соседей.

Интересно, что в вопросах ликвидации предприятий эксперты ВБ, несмотря на новые правила, введенные тем же Декретом № 1, не обнаружили никаких подвижек, поместив нашу страну, как и год назад, на 74-е место. Средняя продолжительность ликвидации фирмы оценена в 5,8 лет, тогда как в целом по региону 2,9 года, а в ОЭСР — 1,7 года. Высокой остается и стоимость ликвидационных процедур.

В защите прав инвесторов, несмотря на декларируемую приоритетность этого направления, мы опустились на 4 пункта по сравнению с прошлым годом, заняв 109-е место с индексом 4,7 по 10-балльной шкале, тогда как в Европе и Центральной Азии средний балл 5,5, а в странах ОЭСР — 5,8. К сожалению, эксперты не видят у нас высокой степени транспарентности, ответственности директоров, роли влияния со стороны акционеров на совершаемые сделки и улучшения в защите интересов инвесторов. Так, индекс возможности подачи иска акционерами оценен на 8, открытость — 5, а ответственности директора — лишь 1.

Также на 4 позиции на 113 место опустилась Беларусь в вопросах кредитования, где международные эксперты оценивали степень доступности кредитной информации и защищенность права кредитодателей и заемщиков.

Главная интрига сезона — оценка налоговой системы. О ее совершенствовании так много говорили в последние годы, но в рейтинге по этому критерию мы по-прежнему занимаем последнее 183 место в мире. Правда, исследование зафиксировало факт проведения налоговых реформ, но другие страны преуспели здесь гораздо больше. Общая налоговая ставка в Беларуси оценена в размере 99,7% (годом ранее — 117,5) по отношению к прибыли, тогда как в Европе и Центральной Азии — 43,4%, ОЭСР — 44,5%. Не слишком сократилось количество выплат со 112 до 107 (46,3 в регионе и 12,8 — в странах ОЭСР). На налоговые процедуры у белорусов уходит по оценке авторов исследования 900 часов в год. Это меньше, чем прошлогодние 1188 часов, но втрое больше, чем в ЕЦА (336,3 часа) и почти в 5 раз, чем в странах ОЭСР (194,1 часа). По-прежнему высоки налоги и выплаты на зарплату — 39,6% к прибыли как и год назад, тогда как в регионе они снизились до 23,1%, а в странах ОЭСР — до 24,3%. Таким образом введение плоской шкалы подоходного налога не решает проблем, связанных с давлением на зарплату и прибыль отчислений на социальное страхование. Прочие налоги сократились с 55,8% к прибыли до 40, что также существенно выше, чем в ЕЦА (9,5%) и ОЭСР (4,1%).

По ряду показателей нашей стране не удалось сделать значительный рывок в рейтинге еще и потому, что на фоне кризиса ветер экономических перемен веял в других странах куда сильнее. Как отмечено в пресс-релизе Doimg Business-2010, в этом году количество реформ на планете достигло рекордного уровня. В период с июня 2008 по май 2009 года было зарегистрировано 287 реформ в 131 стране, что на 20% больше, чем во время предыдущего исследования. В целом на планете акцент был сделан на упрощении процедур, связанных с созданием предприятий, ведением бизнеса, урегулировании коммерческих споров, банкротстве. Кроме того, повышенное внимание было уделено укреплению прав собственности.

Наиболее активно эти процессы проходили у наших соседей. Из 27 стран Восточной Европы и Центральной Азии 26 провели реформы как минимум в одной из областей, охваченных исследованием Doing Business.

Среди членов СНГ лидером по темпам реформ признана Киргизия (2-е место в мире), что позволило ей в общем рейтинге занять 41-е место, поднявшись за год на 39 позиций. Одно из лидирующих положений занимает Грузия (11-е место, + 5 позиций). Также выше нашей республики в рейтинге такие страны-соседи, как Литва (26, — 1), Латвия (27, +2), Азербайджан (38, без изменений), Армения (43, +7).

Несколько отстает от нас Казахстан (63, +1) и Молдова (94, +14). А вот наш основной торгово-экономический партнер Российская Федерация заняла лишь 120-е место из 183 исследуемых стран. По словам одного из составителей доклада Светланы Багаудиновой, в РФ отмечены лишь 3 реформы, которые более-менее значительно отразились на ведении бизнеса. Это внесение изменений в законодательство о банкротстве, укрепление правового статуса кредиторов, снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% и ускорение регистрации прав собственности. Правда с налоговыми реформами россияне успели разобраться еще до 1 января, что позволило им воспользоваться новыми возможностями в разгар кризиса. Мы же до сих пор лишь говорим об изменении основных налогов, не переходя от слов к делу.

Алесь Полесский


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях