$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРИВЫЧКА К СЮРПРИЗАМ©

30.01.2015

Своей оценкой изменений в белорусской налоговой системе с читателями «ЭГ» делятся представители науки и бизнес-сообщества.

Ольга Шулейко, кандидат экономических наук, зав. сектором финансовой политики Института экономики НАН Беларуси:

Наиболее значимые изменения в белорусской системе налогообложения на 2015 год — это повышение ставки подоходного налога для физических лиц до 13% и индивидуальных предпринимателей — до 16%, а также ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18% до 25%. Последнюю меру нужно признать оправданной в современных условиях, поскольку рентабельность в финансовой сфере достаточно высока. Поэтому понятно, что государство именно здесь ищет дополнительные источники доходов для бюджета в нынешней экономической ситуации.

Сложнее дело обстоит с подоходным налогом. Декларируется, что полученные за счет повышения ставки средства будут направлены на создание семейного капитала. Но пока власть заботится о будущих поколениях, выросла налоговая нагрузка на тех, кто воспитывает детей сегодня: в частности, для семьи с двумя родителями — на 2 п.п. Следовательно, материальное положение, пусть и не столь значительно, но ухудшилось.

Основной недостаток белорусской налоговой системы — это неопределенность, когда в течение года внезапно происходят изменения в порядке исчисления и уплаты налогов. Самый наглядный тому пример — введение в середине прошлого года отсрочки зачета входного НДС до 90 дней. Все же с импортом надо бороться не только методами бюджетно-налоговой политики и необходимо учитывать высокую импортную составляющую отечественной продукции. Такие изменения в налогообложении значительно ухудшают инвестиционный климат и условия для ведения бизнеса, что в нынешней сложной экономической ситуации при наличии ряда внешних вызовов и вовсе неприемлемо.

Здесь нет ничего нового, но хочу подчеркнуть, что корректировки налоговой системы все же должны обсуждаться с бизнес-сообществом и при необходимости принятия мер, связанных с ростом налоговой нагрузки, должен быть адаптационный период. Стоило бы жестче подойти к стабильности налоговой системы как важному фактору конкурентоспособности национальной экономики, тогда как сейчас мы пытаемся решить отдельные проблемы с введением, пусть и временным, разного рода налогов и сборов. Регулировать ситуацию в экономике установлением дополнительных налоговых платежей надо очень осторожно.

Евгений Герштейн, заместитель председателя Ассоциации аудиторских организаций:

Корректировки в Налоговый кодекс весьма обширны и многогранны, затронуты многие нормы, касающиеся методологических аспектов налогообложения. Особенно это относится к налогу на прибыль, методика исчисления которого становится все более громоздкой.

Приходится констатировать, что декларировавшиеся обещания стабильности налогообложения остались лишь пожеланиями. Объективности ради отметим, что часть изменений связана с ужесточением международных подходов к налогообложению, т.е. противодействием размыванию налоговой базы с целью минимизации налогообложения, борьбой с отмыванием нелегально полученных денежных средств и т.д. Позитивным аспектом можно считать включение в Налоговый кодекс многих предложений, выработанных на консультативном совете при МНС, которое ведет активный диалог с бизнес-сообществом.

Полагаю, что развитие белорусской налоговой системы будет идти, с одной стороны, в направлении принятия максимально возможных мер по изысканию дополнительных источников пополнения бюджета в достаточно сложной экономической ситуации у нас и в России. С другой стороны, очевидно, что налоговые органы заинтересованы в усилении работы с налогоплательщиками, увеличении добровольных поступлений, развитии электронных сервисов, чтобы упростить уплату налогов.

Вероятно, одним из основных направлений совершенствования налогового законодательства и в дальнейшем должна оставаться задача обеспечения предсказуемости и стабильности «правил игры» хотя бы в течение года. «Встряски» вроде отсрочки принятия к вычету «ввозного» НДС, мягко говоря, не улучшают деловой и инвестиционный климат в стране.

Также я уверен, что взаимные консультации с общественными структурами, предварительное обсуждение значимых новаций — единственный путь для выработки и реализации взаимоприемлемых решений в налоговой сфере. Все-таки страну гораздо лучше «прокормит» уверенный, информированный, добросовестный налогоплательщик.

Александр Калинин, председатель Белорусского союза предпринимателей:

Большинство корректировок в НК в этом году вряд ли обрадовали бизнес. В очередной раз стало видно, что основной проблемой белорусской налоговой системы является ее нестабильность: изменения появляются постоянно, и не только с начала каждого календарного года, но даже и в его середине. Между тем предприниматели сегодня, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, нуждаются хотя бы в 3-летнем перерыве на внесение изменений в Налоговый кодекс в целях обеспечения предсказуемости условий работы.

Некоторые новые налоговые нормы стали результатом компромисса между фискальными органами и бизнес-сообществом, мнение которого в определенной мере было услышано. В частности, выделю повышение ставки подоходного налога и сужение сферы применения упрощенной системы налогообложения. Неприятным сюрпризом является наделение местных органов власти правом повышать ставки налога на недвижимость и на землю в 2,5 раза. В последние 5–6 лет бизнес-союзы постоянно предлагали отменить возможность удваивать ставки этих налогов, а получили обратный результат. Но налог на недвижимость — это фактически налог на инвестора, и рост его ставок принесет негативные последствия для привлечения капитала в экономику.

Недавно Президент говорил о продаже населению мелких пакетов акций, чтобы было в чем хранить сбережения и ослабить напряженность на валютном рынке. Но для реализации этого предложения нужно оперативно решить вопрос освобождения от подоходного налога дивидендов по таким акциям — по аналогии с льготированием доходов по депозитам. Также в ближайшие годы надо реформировать налог на недвижимость для физических лиц, но эта проблема не сегодняшнего дня. А общим трендом развития отечественной системы налогообложения должна стать ее стабильность.

Анатолий Труханович, председатель Белорусского союза налогоплательщиков:

В последние годы, включая нынешний, в белорусском налоговом законодательстве сделаны существенные шаги в направлении упрощения и однозначного толкования ряда норм Налогового кодекса. Отчасти снизилось и налоговое бремя. Однако некоторые новшества вызывают негативную реакцию. Прежде всего — это повышение ставки подоходного налога. У нас в стране и так очень высокая нагрузка на фонд оплаты труда за счет отчислений в ФСЗН. Так что дополнительное увеличение ставки подоходного налога может только спровоцировать всплеск интереса к выплате зарплат «в конвертах». Почему надо сегодня снижать уровень доходов, например, семей с двумя детьми, чтобы когда-нибудь семейный капитал получили многодетные семьи? Конечно, нужно стимулировать рождаемость, но не очень правильно делать это за счет самих же граждан. Решать разные социальные проблемы следует, не усиливая налоговое давление.

Наша налоговая система все еще остается обременительной для бизнеса, особенно для тех, кто применяет общий порядок налогообложения. Хочу обратить особое внимание на разницу в системах налогообложения с другими странами Евразийского экономического союза. Сравнение с Россией и Казахстаном в отношении ставок налогов на фонд оплаты труда и НДС, к сожалению, явно не в нашу пользу. Если мы не хотим оттока бизнеса и надеемся привлекать инвестиции, наша налоговая система должна быть более конкурентоспособной, чем у соседей.

Можно предложить больше вычетов из облагаемой базы по подоходному налогу, например, на медицинские расходы и другие цели. Кроме того, у нас высокая налоговая нагрузка на работающих пенсионеров. Для усиления инвестиционной привлекательности надо сделать более эффективным инвестиционный вычет по налогу на прибыль, поскольку проблема обновления основных фондов, внедрения новых технологий с тем, чтобы обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции, сегодня более чем актуальна.

В последние годы налоговые органы многое делают для выстраивания доверительных отношений с налогоплательщиками, активно проводится разъяснительная работа, но и здесь есть резервы. И, конечно, основной проблемой белорусской налоговой системы остаются неопределенность и нестабильность.

Елена Жугер, управляющий партнер аудиторской компании «БелАудитАльянс»:

Судя по ужесточению норм Налогового кодекса в части трансфертного ценообразования и упрощенной системы налогообложения, полагаю, что облегчения для налогоплательщиков не будет. Как следствие принятых на этот год изменений, можно прогнозировать, что для организаций, применяющих «упрощенку», отменят книгу доходов и расходов и заставят все организации вести бухучет, как это было сделано несколько лет назад в РФ, когда всех применяющих такой режим налогообложения вынудили восстановить учет.

Материалы полосы подготовила Валерия ГЕРАСИМОВА

* * *

Итак, главная проблема для наших плательщиков — нестабильность налогового законодательства. Очевидно, что нормальное ведение бизнеса и планирование деятельности хотя бы на несколько месяцев вперед, не говоря уже о годах, становится невозможным, если внезапно появляется то госпошлина за допуск к дорожному движению или комиссионный сбор на покупку валюты, то 90-дневная отсрочка вычета «ввозного» НДС (которая, кстати, как заявил недавно представитель МНС, может появиться вновь).

Да и само подписание нормативного акта об изменениях и дополнениях в Налоговый кодекс в последние дни года не украшает имидж белорусской налоговой системы. Хотя можно обойтись и без такого экстрима — закон об изменениях и дополнениях в НК в 2012 г. был подписан 26 октября, а в 2010-м — даже 15 октября. В Казахстане о сроках принятия корректировок в налоговом законодательстве есть даже специальная норма. У нас же декларация в Директиве № 4 о 3-месячном периоде на ввод принятых нормативных актов так и осталась нереализованной. Правда, о планируемых новшествах МНС в прошлом году информировал плательщиков, но в окончательном варианте документа нашлось немало сюрпризов. А ведь чтобы принимать решения в бизнесе, надо заранее точно знать, что нас ожидает.