$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Приватизация в «пожарном» режиме

26.08.2008

План приватизации на 2008-2010 гг. поверг многих руководителей предприятий в состояние стресса. Тем, кто в числе первых должен изменить форму собственности, для выполнения всех необходимых процедур до 1 декабря 2008 г. остается очень мало времени. В Госкомимуществе заявляют, что готовы работать и по ночам. Но позволит ли это выполнить работу не только в срок, но и качественно? Ведь каждая ошибка и недочет в будущем могут иметь весьма серьезные последствия.

Тревожные вопросы специалисты предприятий принесли на семинар, проведенный Центром деловых связей «Бизнес-класс» 21 августа, на котором с разъяснениями выступили эксперты Госкомимущества и Минфина.

Вместо утешения собравшимся напомнили, что п.4 постановления Совмина от 14.07.2008 № 1021 возлагает на руководителей республиканских органов государственного управления и организаций персональную ответственность за проведение работ по приватизации. А раз есть план, то его надо выполнить. При этом приватизируемым предприятиям предлагается помощь.

Так, все необходимые действия систематизированы и регламентированы в Примерном перечне работ по созданию открытого акционерного общества в процессе приватизации объекта республиканской собственности. утв приказом Госкомимущества от 22.07.2008 № 199. Постановлением Госкомимущества от 3.05.2008 № 39 утвержден Перечень работ по продаже предприятия как имущественного комплекса на аукционе, по конкурсу. Эти и ряд других документов, розданных участникам семинара, должны стать настольным пособием по приватизации. Здесь есть многое: полный список процедур, последовательность и сроки их исполнения, список ответственных лиц.

Пока ход приватизации оценивается неудовлетворительно. Из 176 госпредприятий, которые до 1 декабря 2008 г. должны изменить форму собственности, только 106 провели собрания и создали комиссии по преобразованию. Как успеть в оставшиеся месяцы, если за многими числятся проблемы, не решенные за последние 10-15 лет?

К примеру, до подачи предложения на преобразование организации в ОАО необходимо завершить паспортизацию зданий и сооружений. Результаты проведенной Госкомимуществом выборочной проверки предприятий трех объединений Минпрома ужаснули: зарегистрировано максимум 25% зданий, сообщила начальник отдела методологии и анализа процессов реформирования Фонда госимущества Алла Соколовская. Между тем объекты недвижимости, находящиеся в госсобственности, согласно Указу Президента от 4.01.1996 № 9 должны были быть зарегистрированы еще до 1.01.1997 г. Утешает, что руководителей за эти давние упущения сейчас наказывать не собираются. Правда, работники Госкомимущества сообщили, что теперь за срочность регистрации придется дополнительно платить.

А.Соколовская также напомнила, что кроме техпаспортов надо поверить документы на земельные участки, водоемы и т. п. Нужно будет иметь выписки из решений исполкомов об отводе земли либо акты землепользования. Если таких документов нет, то необходимо подать заявления на их изготовление.

Некоторые участники семинара жаловались, что их предприятия, подлежащие приватизации в 2009 г., могут не успеть провести все процедуры в срок. Тем, кто должен уложиться к концу текущего года, оставалось только горько посмеяться над подобными жалобами.

Не до смеха менеджерам, бухгалтерам и юристам, на чьи плечи ложится основной объем работ. Помимо инвентаризации активов и пассивов, оприходования излишков, необходимо провести ревизию финансово-хозяйственной деятельности и налоговую проверку, оценку имущества, подготовить и согласовать вступительный баланс, проспект эмиссии, учредительные документы, два тома проекта создания ОАО, заключить договоры с депозитарием и многое другое.

Неудивительно, что для решения всех этих задач предприятия вынуждены обращаться к консалтинговым фирмам. Те, в свою очередь, стремясь наверстать упущенное, воспряли духом… и ценами. Массовая приватизация всегда и везде — клондайк для юридических и аудиторских фирм. Участники семинара сетуют, что договоры на комплекс приватизационных работ содержат цены с девятью нулями. Если рентабельность обязательного аудита и оценки ограничена у нас 30%, то упорядочить иные консалтинговые услуги государство еще не успело.

Работники Фонда госимущества не против привлечения частных аудиторов и иных компаний. Но напоминают, что согласно Указу от 13.10.2006 № 615 оценка госимущества должна проводиться исключительно госорганизациями.

Как было отмечено, в Беларуси возможны два основных способа приватизации (во Франции — около 20): акционирование и продажа предприятий как имущественных комплексов. Практически сошел на нет популярный ранее выкуп арендуемого имущества коллективами арендных предприятий. Сейчас в республике осталось только два арендных РУПа, чьи сроки договоров аренды истекают в 2011 и 2020 гг. В Госкомимуществе не ожидают, что коллективы приобретут активы ввиду их высокой стоимости.

«Это несколько непродуманная, если не сказать порочная, политика нашей ежегодной переоценки. Мы сталкиваемся с тем, что имущество, стоящее на балансе предприятия, иногда устаревшее, благодаря переоценке, по стоимости получается гораздо дороже нового», — пояснила начальник управления реформирования государственной собственности Фонда госимущества Ирина Барковская. По ее словам, при формировании уставного фонда на 1 января по годовому балансу возникает проблема завышения стоимости акций образуемых ОАО.

Хотя приватизационные процессы в конце 90-х шли довольно вяло, все же удалось приватизировать почти 40% объектов, подлежащих разгосударствлению и приватизации. Но эти цифры формальные. В реальности сменило форму собственности лишь 27-28% объектов. Как признала И.Барковская, показатели улучшены благодаря присоединению убыточных сельхозорганизаций к промпредприятиям. При этом финансовое положение последних подорвано.

По словам заместителя директора Департамента по ценным бумагам Минфина Андрея Смольского, совокупная доля государства в акционерном капитале всех открытых и закрытых АО достигает 78%. В то же время по результатам 2006 г. на долю государства пришлось лишь 12% выплаченных дивидендов. Это свидетельствует о неэффективном управлении акциями, сделал вывод эксперт. Впрочем, напомним, что согласно Указу Президента от 28.12.2005 № 637 предприятия с долей госсобственности обязаны ежемесячно по нормативу перечислять часть своей прибыли государству. Сохранится эта практика и останется ли что-нибудь новым частным акционерам?

С ностальгией вспоминают в Госкомимуществе начало 90-х: тогда «трудовые коллективы смотрели с большим энтузиазмом на то, чтобы уйти из-под диктата отраслевых министерств. Помню 1993 г., когда у нас не было ни выходных, ни праздников, ни лимитированного рабочего времени — к нам постоянно шли предприятия, которые хотели приватизироваться», — поделилась воспоминаниями И.Барковская.

С тех пор многое изменилось. Государство, долгие годы отрицавшее необходимость приватизации, теперь само выступает основным инициатором преобразований. Даже решение трудовых коллективов — сейчас больше формальность. Поменять форму собственности подп.1.2 Декрета от 20.03.1998 № 3 позволяет и без согласия трудящихся — если того требует задача финансового оздоровления предприятия.

Приходится констатировать, что приватизационный план, спущенный сверху, вызывает напряжение внизу. По утверждениям менеджеров предприятий, сейчас им приходится успокаивать рабочих, встревоженных своим будущим. Да и сами руководители финансовых служб задаются вопросами: «Ради чего все это делается? А если нам инвестор не нужен? Мы стабильно и прибыльно работаем. Зачем проводить приватизацию, если 100% акций все равно останется у государства? Расходы на приватизацию уменьшат прибыль…»

Природа приватизационного напряжения разнообразна. С одной стороны, государству приходится пожинать плоды многолетнего усиления своего контроля над экономикой и протекционизма. С другой стороны, встревожен своим личным будущим директорский корпус. Руководитель ОАО — такой же наемный работник, как любой токарь. А если у предприятия появится новый собственник, то у него будут свои требования к руководящему составу. И третье — «горят» сроки приватизации.

Тем не менее на местах не теряют оптимизма. «Пережили коллективизацию — переживем и приватизацию», — философски заметил заместитель генерального директора БелАЗа по экономике Виктор Достанко. Правда, такая историческая аналогия не совсем корректна: коллективизацию-то как раз пережили не все. В те не слишком давние времена стратегической задачей была ликвидация кулачества как класса. Сейчас же задача прямо противоположная: воссоздать класс собственников. Если, конечно, для этого нашим гражданам перепадет достаточное количество акций. А то основная часть может достаться зарубежным хозяевам.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях