$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРИВАТИЗАЦИЯ ПО-НОВОМУ©

25.09.2012

Любое предприятие в Беларуси может быть приватизировано, но за разумную цену и на приемлемых условиях, заявил Президент 30 марта т.г. на совещании по вопросам приватизации. По его итогам глава государства поручил правительству совместно с заинтересованными лицами выработать единый целостный документ, который бы регулировал всю сферу приватизации в Беларуси.

Изменения в концепции приватизации, предложенные Президентом, подразумевали практически полную ревизию правового регулирования этого процесса, и логично было ожидать масштабного изменения Закона от 19.01.1993 № 2103-XII «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» (далее — Закон о приватизации), очередная редакция которого была принята в середине 2010 г.

Приватизационная кампания в этом году практически остановилась, и Госкомимущество крайне неохотно комментировало ее перспективы. В средства массовой информации попадала информация о перечне предприятий, якобы поданном в Администрацию Президента для согласования их продажи, а также о прогрессе проекта «пилотной приватизации» с участием международных финансовых консультантов, но в целом в приватизационном поле воцарилась гнетущая тишина.

В любом случае за прошедшие после памятного совещания полгода единый документ, регулирующий все аспекты осуществления приватизации, так и не разработан. Вместе с тем почти одновременно были приняты два документа в отношении приватизации госсобственности в Беларуси, а именно: Декрет Президента от 10.09.2012 № 8 (далее — Декрет № 8) и постановление Совмина от 6.09.2012 № 826 (далее — постановление № 826). Декрет № 8 вносит изменения и дополнения в декреты Президента от 20.03.1998 № 3 и от 14.04.2008 № 7, регулирующие механизм приватизации, а постановление № 826, в свою очередь, изменяет порядок проведения аукционов и конкурсов по продаже объектов приватизации.

Очевидно, в развитие высказанной 30 марта идеи о том, что любое предприятие в Беларуси может быть приватизировано, Декретом № 8 вводится норма, в соответствии с которой приватизация государственного имущества осуществляется без формирования планов приватизации, предусмотренных Законом о приватизации. Отменяется также утверждение правительством на 3-летний период планов приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности, и перечней ОАО, созданных в процессе приватизации госсобственности, акции которых, принадлежащие Беларуси, подлежат продаже. Так на законодательном уровне происходит изменение самой концепции приватизации, которое выражается в отказе от кампаний, основанных на трехлетних планах, в пользу «точечной приватизации».

Декрет № 8 вступает в силу с 1 октября т.г. (подробнее см. «ЭГ» № 69 за 2012 г., с. 1), а правительству поручено принять меры, необходимые для реализации документа, при этом не конкретизируется, в чем они должны заключаться, а также сроки их осуществления. В связи с этим возникает несколько вопросов: какие действия правительство сочтет необходимыми, изменений каких нормативных актов стоит ожидать и, что немаловажно, — в какие сроки такие изменения произойдут? Отсутствие ответов на них порождает неопределенность в отношении механизма приватизации, что не может положительно влиять на процесс ее проведения, который сегодня идет гораздо медленнее, чем прежде.

В отличие от Декрета, постановление № 826 уже вступило в силу 11 сентября (подробнее см. «ЭГ» № 70 за 2012 г., Информбанк, с. 21–22). Наиболее значимые изменения внесены в правила проведения аукционных торгов, а именно — в формирование цены объекта приватизации, что также является продолжением одной из идей совещания 30 марта о том, что «все предприятия в Беларуси могут быть приватизированы, вопрос только в цене».

Как оценить эти нововведения? С одной стороны, отказ от громоздких трехлетних планов, требовавших значительных затрат со стороны государства и чаще всего не выполнявшихся, выглядит как упрощение процесса и сокращение бюрократических барьеров. С другой стороны, многие инвесторы считают, что такие планы увеличивали прозрачность процесса и давали лучшее представление о долгосрочной стратегии правительства в сфере приватизации, помогали определить предприятия, которые реально можно было бы купить. Кроме того, свежи в памяти и отмены некоторых торгов, и вмешательство исполкомов в процесс продажи предприятий в 2011 г., что значительно умаляло преимущества планирования.

Концепция отказа от выставления госпредприятий на продажу на аукционах и конкурсах пакетами, как это было раньше, и переход к самостоятельному выбору инвесторами привлекательных компаний для приобретения все еще не являются до конца разработанными. Однако в последнее время заметна тенденция централизации полномочий в сфере приватизации, т.е. их передача Президенту и облисполкомам, что заметно тормозит и без того замедлившийся процесс. Мало помогает и свойственная современному белорусскому законодательству «таинственная запутанность»: есть Закон о приватизации, принятый парламентом, но его изменил Декрет Президента (спасибо, что не задним числом). Есть процедура приватизации, но Совмин должен «когда-то» принять «меры по приведению ее в соответствие». И все это на фоне затеянного государством разбирательства в отношении приватизации ведущих кондитерских фабрик, произошедшей почти два десятка лет назад. В таких условиях вкладывать значительные средства в объекты государственной собственности могут только очень рисковые бизнесмены.

Поэтому пока ответить инвестору на вопрос, как же в Беларуси происходит приватизация, по-прежнему очень сложно.

Максим СОЛОГУБ,

Карина МОДНИК,

юридическая фирма SORAINEN