Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Приватизация
02.04.2002 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приватизации нужен "здоровый лоббизм"

По данным департамента по управлению госимуществом Минэкономики, на 1 января 2002г гражданам начислено и выдано 427 миллионов ИПЧ "Имущество", однако количество реформированных предприятий республиканской собственности обеспечивает погашение только около 60% этих чеков.

По данным департамента по управлению госимуществом Минэкономики, на 1 января 2002г гражданам начислено и выдано 427 миллионов ИПЧ "Имущество", однако количество реформированных предприятий республиканской собственности обеспечивает погашение только около 60% этих чеков.

Дальнейшее развитие института собственности требует наличия необходимой политической воли у руководства страны и модернизации законодательства, регулирующего отношения приватизации. В частности, отмечают специалисты департамента, пора уходить от ограниченного количества способов приватизации, сложных административных процедур, уменьшить влияние органов госуправления и трудовых коллективов на принятие решений о приватизации, усилив одновременно заинтересованность манеджеров в проведении реформирования предприятий, основной целью которого следует определить не единовременное поступление в бюджет средств от продажи имущества, а появление эффективного собственника.

В парламенте в настоящее время находится проект закона, предусматривающий внесение изменений в законодательные акты о приватизации. Ряд предлагаемых изменений действительно может активизировать такие процедуры приватизации. Это повышение предельной нормы покупки акций своего предприятия на льготных условиях; предоставление руководящим работникам "благополучных" предприятий права приобретения по номинальной цене акций на сумму до 500 МЗП; увеличение (до 12) способов приватизации. Однако перечисленного недостаточно, полагают эксперты аналитическо-правового центра МФК и предлагают добавить к ним следующие меры:

1) отказаться от определения разгосударствления как специальной формы прекращения права государственной собственности (разгосударствление, может быть использовано лишь как один из этапов приватизации);

2) установить приоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношения по приватизации;

3) дать четкое определение критерия приватизированного предприятия. Определить ориентировочные сроки окончания приватизации в отношении различных отраслей народного хозяйства;

4) придать чекам "Имущество" статус инвестиционных денег, используемых только в конкурсах и аукционах наравне с деньгами. Если при этом, например, стоимость акции номиналом 1000 рублей вырастет в процессе аукциона до 2000 рублей, то за нее следует заплатить двумя ваучерами номиналом в 1000 каждый, если цена акции вырастет до 3000 рублей, то ее цена будет равна трем ваучерам номиналом в 1000 рублей, и т.д. соответствующим образом. В связи с этим в отношении трудовых коллективов не применять льготную продажу;

5) для повышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешить им приобретать до 10--15% акций (ст.23 проекта). Разрешить руководящим работникам государственных объединений (концернов, ассоциаций) приобретать в пределах 1--2% акций приватизируемых предприятий отрасли, что, несомненно, будет стимулировать процесс приватизации;

6) неоправданными представляются ограничения на продажу акций руководителям, предусмотренные в части второй п. 3 ст. 23;

7) упростить процедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, что согласование приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству о собственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органов отраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку они объективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи с этим пересмотреть функции Минэкономики, за которым закрепить право принимать окончательные решения о приватизации, независимо от позиции отраслевых ведомств;

8) установление десятилетнего срока исковой давности по требованиям признания недействительными приватизированных сделок (п.3 ст.45) может явиться одной из серьезных причин нестабильности, поводом для необоснованного вмешательства в деятельность приватизированных предприятий, ограничит привлечение инвесторов, особенно иностранных. Достаточно общего срока исковой давности в три года, предусмотренного ст. 97 Гражданского кодекса РБ.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений