$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Присоединяемся к морским конвенциям

07.10.2016

Палата представителей приняла на сессии четыре законопроекта о присоединении Беларуси к международным соглашениям в сфере мореплавания. Их ратификация позволит облегчить участие национальных морских перевозчиков в международном судоходстве и улучшить условия ведения бизнеса в сфере морских перевозок.

Отметим, что основным международным договором, регулирующим все виды правовых отношений в процессе использования Мирового океана и осуществления торгового мореплавания, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, ратифицированная Законом Республики Беларусь от 19.07.2006 № 154-3. Участие в ней обеспечивает нашей стране международные гарантии права на доступ и беспрепятственный транзит к морскому побережью, а также возможность реализации важнейших принципов свободы открытого моря, включая свободу судоходства и эксплуатации судов под своим флагом, но при этом предусматривает обязанность осуществления юрисдикции и контроля над этими судами в вопросах, касающихся соблюдения международных стандартов и правил обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения загрязнений с судов, охраны человеческой жизни на море. Разработка таких требований, критериев и стандартов возложена на специализированное учреждение ООН — Международную морскую организацию (International Maritime Organization - IMO), членами которой являются более 170 государств, из них 20 — внутриконтинентальные.

По словам заместителя министра транспорта и коммуникаций Александра Шишко, представлявшего на сессии все четыре документа, присоединение к Конвенции о Международной морской организации является необходимым условием создания в Беларуси национального морского флота, обеспечения его эффективной эксплуатации при соблюдении общепризнанных норм. По предварительной оценке, сумма ежегодного взноса Республики Беларусь в связи с членством в IMO составит около 4500 фунтов стерлингов.

Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 года с поправками предусматривает упрощение и унификацию формальностей и требований к документам при осуществлении в морских портах административных процедур, связанных с прибытием, стоянкой и отправкой судов, задействованных в международных перевозках. В частности, в ней закреплены стандарты и методические рекомендации по принятию ряда типовых форм документов, требуемых в рамках отчетности при заходе судов в порты, в т.ч. общая декларация IMO, декларации о грузе, о судовых припасах, о личных вещах экипажа судна, список пассажиров, манифест опасных грузов и др.

Также принят законопроект о присоединении к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года. Согласно этой конвенции судно не может быть признано мореходным и выпущено в море для совершения международного рейса, если оно не было освидетельствовано, ему не была определена высота надводного борта, не обозначена палубная линия, не нанесена грузовая марка и на него не выдано соответствующее свидетельство. Протоколом 1988 года в этот документ внесены изменения, направленные на обеспечение гармонизации процедур освидетельствования судов, определения их грузовой марки и высоты надводного борта, формы и содержания соответствующих свидетельств с иными конвенциями IMO.

Депутаты также ратифицировали Протокол 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года. Требования Конвенции, которая регламентирует, в частности, такие вопросы, как конструкция судна, деление на отсеки, механические и электрические установки судна, спасательные средства, безопасность мореплавания, перевозка грузов, обязательны для всех государств, их нарушение влечет за собой задержание судов и отказ в их допуске в порт. В рамках Протокола 1988 года к конвенции была гармонизирована система оформления и выдачи документов о подтверждении соответствия судов установленным требованиям с положениями иных конвенций IMO, закреплен перечень таких документов.

Автор публикации: Анна РАДЮК