$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ПРИНЯТЫЕ И ОТЛОЖЕННЫЕ©

27.12.2013

Под «занавес» осенней сессии, завершившей свою работу 20 декабря, Совет Республики одобрил ряд законопроектов, в той или иной степени затрагивающих интересы субъектов хозяйствования.

Один из них — «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» — призван унифицировать отечественную правовую базу с законодательством Таможенного союза. Этот документ будет регулировать вопросы, отнесенные Таможенным кодексом ТС к компетенции национального законодательства, включая исчисление, уплату и взыскание таможенных платежей, проведение таможенного контроля, таможенных операций и процедур, в т.ч. в отношении отдельных категорий товаров. С его вступлением в действие утратят силу Таможенный кодекс РБ и Закон от 3.02.1993 № 2151-XII «О таможенном тарифе». Предполагается упростить таможенные процедуры, значительно сократить число документов, которые нужны для подачи и регистрации таможенной декларации. Конкретизированы роль и место филиалов и структурных подразделений банков при выдаче банковских гарантий в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное законодательство приведено в соответствие с нормами Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности», вступающего в силу с 1.01.2014 г.

Парламентарии надеются, что эти новшества позволят максимально приблизить белорусское законодательство к европейским стандартам в данной сфере и облегчат работу отечественных предприятий.

РАТИФИЦИРОВАН Протокол о внесении изменений в Соглашение между правительствами Беларуси и Казахстана о международном автомобильном сообщении от 19.01.2004 г. Корректировка соглашения связана с заметно увеличившимся объемом автомобильных грузоперевозок в ЕЭП, что вызвало нехватку казахстанских разрешений для белорусских перевозчиков. Предложение Минтранса РБ по увеличению числа разрешений в Астане не поддержали, так как поездок казахстанских автоперевозчиков на нашей территории стало меньше. Ограничение количества разрешений и сохранившаяся разрешительная система могли помешать развитию перспективного рынка перевозок из Западной Европы в Китай. В соответствии с Протоколом от 25.04.2013 г. необходимость получения разрешений на двусторонние и транзитные перевозки отменяется.

В свою очередь, изменения в межправительственное белорусско-финляндское Соглашение о международном автомобильном сообщении от 24.06.1997 г. освобождают перевозчиков двух стран от уплаты налогов, сборов и других платежей, которые взимаются с транспортных средств на взаимной основе (кроме сборов за проезд по платным дорогам). Это позволит нашим перевозчикам доставлять грузы также в Швецию и обратно. Одновременно документ снижает с 6 т до 3,5 т общий допустимый вес транспортных средств с грузом, для проезда которых не требуется разрешение.

В ХОДЕ доработки проекта поправок в Трудовой кодекс существенно изменилась глава 36 ТК «Разрешение коллективных трудовых споров»; уточнен алгоритм действий работника при отказе от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения опасности; предлагается разрешить работу по совместительству в выходные дни, в отпуске при вынужденном простое предприятия, а также руководителям организаций (за исключением организаций с долей госсобственности не менее 50%).

Совет Республики одобрил проект закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», который, по мнению разработчиков, должен упорядочить работу быстро развивающихся в последнее время торговых сетей, защитить интересы малого и среднего бизнеса, потребителей и производителей. Законом устанавливается 20-процентный порог доли торговых сетей в товарообороте продовольственных товаров в определенных административно-территориальных границах, после достижения которого субъект торговли не сможет увеличивать торговую площадь. Ограничение не распространяется на организации потребкооперации.

Законопроект содержит требования к организации рынков, торговых центров, ярмарок, интернет-торговли. Ассортиментные перечни товаров субъекты хозяйствования будут утверждать самостоятельно. Однако какие товары и в каком количестве должны быть в продаже — в зависимости от специализации магазина, его торговой площади, иных параметров будет определять Минторг. Предусмотрено создание торгового реестра, представляющего собой базу данных об объектах торговли и общепита, рынках, интернет-магазинах и т.д.

В соответствии с поправками в некоторые законы по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь иностранцам, окончившим наши учебные заведения и пожелавшим здесь работать, может быть предоставлено право на переезд в Беларусь на льготных условиях для постоянного проживания. Такую же возможность получат квалифицированные специалисты, востребованные на отечественном рынке труда. Дополняется перечень оснований для временного проживания в Беларуси, в т.ч. для сопровождения и ухода за лицами, получающими медицинскую помощь в белорусских больницах.

РАССМОТРЕНИЕ во втором чтении вызвавших бурные дискуссии поправок в Закон «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества», предусматривающих введение института государственных представителей, которые могут назначаться даже в те АО, где нет доли государства, отложили до весны. Тогда и станет ясно, намерены ли власти строить современную систему корпоративного управления или готовы распугать потенциальных инвесторов под предлогом защиты миноритариев. Однако до сих пор о внесении проекта в Палату представителей ничего не слышно.

Обещанный переход от доведения министерствам и субъектам хозяйствования обязательных для выполнения показателей к индикативному планированию пока не получил нормативной базы. Правда, в 2012 г. в парламент вносился законопроект «О государственном индикативном планировании социально-экономического развития Республики Беларусь». Согласно ему разрабатываемые прогнозы должны определять экономические приоритеты и ориентировать предприятия, отрасли, регионы на получение качественного результата, а также предлагалось установить порядок корректировки и мониторинга в системе планирования. Впрочем, этот документ по неизвестным причинам был отозван. Не дошел до рассмотрения и проект закона «О государственно-частном партнерстве», различные варианты которого активно обсуждались в министерствах и бизнес-союзах. Как сообщил на днях журналистам председатель Постоянной комиссии по экономической политике Виктор Валюшицкий, в Палате представителей рассчитывают, что этот документ поступит на рассмотрение в следующем году.

Анна ФЕДОРОВА