$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

Принципы и этика оценки

18.11.2016

Белорусская система технических нормативных правовых актов по оценке базируется на международных принципах и подходах. Об этом в интервью «ЭГ» рассказала руководитель Ассоциации оценочных организаций Светлана ЮРЕНЯ.

– Светлана Петровна, каков объем рынка услуг по оценке в Беларуси – по сумме выручки, количеству договоров и оцениваемых объектов?

– По данным опроса, проведенного среди членов Ассоциации оценочных организаций, их выручка составила в 2014 г. – 27 067,9 тыс. BYN, в 2015-м – 27 067,5 тыс. и за январь–июнь т.г. – 15 246 тыс. BYN. Данные по количеству договоров и оцениваемых объектов не уточнялись.

– Какие виды и цели оценки наиболее востребованы, в т.ч. по видам оцениваемых активов?

– Особых скачков спроса в отношении определенного вида или цели сегодня не наблюдается. Каждая организация сама решает, по какому направлению ей развиваться. Если в территориальных организациях по государственной регистрации и земельному кадастру (ранее – БТИ) оценка по объективным причинам начала развиваться с оценки объектов недвижимого имущества и сейчас это тенденция сохраняется, то в Белорусской торгово-промышленной палате всегда была востребована и развивалась, по тем же объективным причинам, оценка машин и оборудования. При этом сегодня названными направлениями данные организации не ограничиваются. Задача любого исполнителя, на мой взгляд, – максимально удовлетворить возникающий спрос.

– Как изменилась в последние годы методология оценки в Беларуси?

– Больших и принципиальных изменений существующая методология не претерпела, да этого и не требовалось. Проводилась работа по детализации существующих стандартов и технических кодексов установившейся практики. Надо отметить, что недавно появились Правила профессиональной этики оценщика, утвержденные постановлением Госкомимущества от 6.10.2016 № 19. Без знания и применения этих Правил оценщика нельзя назвать профессионалом с большой буквы.

– В какой мере белорусские стандарты оценки соответствуют международным?

– Наша национальная система технических нормативных правовых актов по оценке представлена не только стандартами, но и техническими кодексами установившейся практики.

На мой взгляд, правильнее говорить не о соответствии отечественных стандартов международным, а о том, что наша система технических нормативных правовых актов по оценке базируется на существующих международных принципах и подходах в сфере оценки. Наш оценщик всегда поймет иностранного специалиста, и общение на съезде, проведенном недавно в Минске, это еще раз подтвердило.

– В Беларуси и других странах ЕАЭС есть определенные различия в регулировании оценочной деятельности. Будут ли они унифицированы в ходе создания единого рынка?

– В этом вопросе я соглашусь с мнением Евразийской экономической комиссии, главное – устранение барьеров по доступу на рынки услуг, свобода учреждения и деятельности, а объем гармонизации законодательства и административного сотрудничества должен быть необходимым и достаточным для обеспечения свободного движения услуг.

– Что принесет создание единого рынка оценочных услуг? Не произойдет ли повальная «миграция» наших оценщиков на заработки в Россию или поглощение наших оценочных компаний россиянами?

– Я бы не волновалась по поводу миграции и поглощения. Основными целями создания Евразийского экономического союза являются создание условий для развития экономик государств-членов, повышение их конкурентоспособности, а также обеспечение устойчивого развития, деловой активности и добросовестной конкуренции. В частности, решением Высшего Евразийского экономического Совета от 23.12.2014 № 110 утвержден перечень секторов (подсекторов) услуг, в которых единый рынок услуг уже функционирует. В перечень входят 43 сектора, некоторые из них разбиты на подсектора. Среди них – строительные работы, услуги в области розничной торговли, услуги гостиниц и предприятий общественного питания и др. Я думаю, что всем найдется место на рынке. Услуги в сфере оценки решением Высшего Евразийского экономического Совета от 23.12.2014 № 111 включены в перечень секторов (подсекторов) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в рамках Евразийского экономического союза будет осуществлено в соответствии с планами либерализации. Под либерализацией понимается упрощение или упразднение избыточного внутреннего регулирования, в т.ч. разрешительных требований и процедур с учетом наилучшей международной практики, а в случае ее отсутствия – путем выбора и применения наиболее прогрессивных моделей сторон (ст. 67 Договора о ЕАЭС).

Предполагается, что единый рынок услуг в сфере оценки имущества должен начать функционировать с 1.01.2021 г.

– Ранее высказывались предположения о возможности определения налогооблагаемой базы по налогу на недвижимость по оценочной стоимости. Насколько реален такой вариант и готовы ли белорусские оценщики к его реализации?

– Налогооблагаемая база по оценочной стоимости в ряде случаев определяется и сейчас. Перспективы возможности и целесообразности перехода на налогообложение единого объекта недвижимого имущества исходя из его кадастровой стоимости, основанной на рыночной информации, будут определены в рамках проекта «Массовое формирование и кадастровая оценка недвижимости на территории Кобринского района Брестской области и Советского района Минска», который организован Национальным кадастровым агентством при поддержке Госкомимущества, МНС и Минфина. Пилотными территориями здесь определены Кобрин и Кобринский район, а также Советский район столицы.

В ходе этого проекта разработана методология и прототип программного обеспечения массового сбора данных, собраны или восполнены недостающие характеристики объектов недвижимости. Разработана методология и проведена кадастровая оценка, получена кадастровая стоимость единых объектов недвижимости, создан механизм разделения стоимости единого объекта недвижимости на стоимость земельного участка и строения. Выполнено технико-экономическое обоснование внедрения системы массовой оценки единых объектов недвижимости, подготовлены проекты нормативных правовых актов, необходимых и достаточных для внедрения системы массового формирования и кадастровой оценки объектов недвижимости.

– Одним из основных отличий белорусского законодательства является наделение правом оценивать государственное имущество только государственные оценочные организации. Изменится ли что-либо в этой сфере?

– Если быть точным, то в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности» независимая оценка госимущества для совершения с ним сделок и (или) иных юридически значимых действий проводится государственными организациями, организациями, доля госсобственности в уставном фонде которых составляет более 50%, осуществляющими оценочную деятельность, а также созданными Белорусской торгово-промышленной палатой. Обращаю внимание, что БелТПП, по сути, является негосударственной некоммерческой организацией.

Будет ли что-то меняться в отношении этого «изъятия», покажет время и складывающаяся экономическая ситуация.

Автор публикации: Беседовала Оксана КУЗНЕЦОВА