$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ

20.07.2010

Реформирование бухучета значится неизменным пунктом любой глобальной программы развития экономики. Очередной этап этой реформы наступает сегодня. При этом от общих фраз об упрощении и улучшении государство намерено перейти к конкретике — начиная с изменения Закона «О бухгалтерском учете и отчетности». Одна из провозглашенных целей — сближение отечественного бухучета с Международными стандартами финансовой отчетности. Для этого постановлением Совмина от 8.07.2010 № 1021 создан координационный совет, в который помимо представителей Минфина, Нацбанка и других министерств вошли Андрей Сурмач и Павел Лащенко — руководители белорусских офисов аудиторских компаний Deloitte и Ernst & Young, а также завкафедрой бухучета БГЭУ профессор Дмитрий Панков.

Однако вопросы изменения бухучета касаются тысяч других бухгалтеров и аудиторов, а также всех пользователей бухгалтерской информации (даже не осознающих этого). И если одни готовы безропотно принять любые перемены, то некоторые хотели бы заранее знать, что их ждет, а иные даже готовы предложить свое видение необходимых новшеств и дать оценку их последствиям для экономики и общества.

Сегодня своим мнением о путях бухгалтерской реформы делится директор аудиторской компании «АудитКонсульт», кандидат экономических наук
Сергей КОРОТАЕВ.

Действительно, Закон от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 3321-XII) нуждается в корректировке. Прежде всего изменения должны коснуться терминологии. Так, из перечня основных понятий должны быть исключены пассивы, под которыми понимаются обязательства и капитал организации. Этого понятия не зря нет в перечне элементов финансовой отчетности, названных в МСФО, где определены только активы, обязательства, капитал, доходы и расходы. Отметим, что в проекте Федерального закона России «О бухгалтерском учете», который в настоящее время широко обсуждается бухгалтерским сообществом наших соседей, понятие «пассивы» также более не выделяется и заменено на «обязательства и другие источники финансирования» деятельности экономического субъекта.

Одно из ключевых понятий отечественного учета — хозяйственная операция, под которой сейчас понимается действие или событие, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации. Полагаю, что такая формулировка некорректна и должна быть изменена. Задумаемся: к чему — действию или событию — следует, например, отнести обязательства субъекта хозяйствования, вытекающие из условий договора, которые должны показываться в учете? Вряд ли можно признать хозяйственной операцией, скажем, пожар, стихийное бедствие и прочие чрезвычайные обстоятельства, приводящие к возникновению ущерба. Хозяйственная операция, с нашей точки зрения, — это следствие таких событий. Много недоразумений в бухучете, в т.ч. имеющих налоговые последствия, возникает, например, и из-за того, что при переоценке средств на валютном счете иные бухгалтера не видят никакой хозяйственной операции. И здесь есть резон, т.к. в данном случае произошло событие: изменение курса иностранной валюты.

Более правильным и емким был бы термин (используемый, кстати, в качестве одного из объектов бухгалтерского учета экономического субъекта в проекте российского закона) «факт хозяйственной жизни», под которым понимается «сделка, событие, операция, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств». Как видим, операция — это только один из элементов факта хозяйственной жизни.

Не лишним в ст. 2 Закона было бы понятие отчетного периода — периода, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность. В проекте российского закона этому понятию посвящена отдельная статья 15.

Сближению национальных стандартов бухучета с международными весьма способствовало бы появление в Законе статьи, содержащей по аналогии с МСФО принципы бухгалтерского учета и отчетности, в которой должны быть определены базовые принципы — двойная запись, непрерывность, начисление и соответствие доходов и расходов, преобладание экономического содержания над правовой формой, а также качественные характеристики отчетности: понятность, правдивость представления (достоверность), уместность, нейтральность, полнота, сопоставимость, осмотрительность. Наличие в законодательстве, а главное, соблюдение этих принципов стало бы одним из главных шагов в реформировании белорусского учета. Но их внедрение в повседневную практику — дело непростое.

Так, в соответствии с принципом начисления доходы и расходы должны отражаться в бухучете и отчетности в момент их возникновения независимо от даты поступления или выплаты денежных средств. Применение этого принципа должно существенно изменить действующий у нас сегодня порядок определения выручки. От метода ее признания по оплате придется отказаться и применять только метод по отгрузке. Это изменит для многих условия уплаты налогов, а потому потребует определенной подготовительной работы, чтобы не ухудшить финансовое положение субъектов хозяйствования. Видимо, понадобятся некоторые корректировки Налогового кодекса, чтобы сохранить для целей налогового учета оба метода признания выручки, как это делается в ряде стран, в т.ч. в России.

Не просто будет внедрить в практику принцип осмотрительности, требующий, чтобы активы и доходы не завышались, а обязательства и расходы — не занижались. Это необходимо для получения в условиях неопределенности такой информации, которая бы позволяла формировать суждение (мнение), необходимое для принятия на основе выполненных расчетов соответствующих решений ее пользователями. Соблюдение принципа осмотрительности в МСФО призвано не допускать создания скрытых резервов и чрезмерных запасов, сознательного занижения активов или доходов или преднамеренного завышения обязательств или расходов в чьих-либо интересах. Ведь в подобном случае финансовая отчетность не будет нейтральной и достоверной (надежной). К сожалению, во многих случаях данный принцип у нас в республике не соблюдается, причем не по вине бухгалтеров.

Так, например, до 1.01.2010 г. курсовые разницы по операциям с иностранной валютой относились на доходы и расходы будущих периодов и лишь затем, постепенно, списывались на финансовые результаты. Это в силу превалирования импорта над экспортом приводило, как правило, к занижению расходов и, соответственно, завышению прибыли или сокрытию убытков. Декрет от 28.01.2010 № 1 позволил списывать курсовые разницы сразу на финансовые результаты, однако накопленные за долгие годы суммы курсовых разниц должны списываться по частям до 31.12.2014 г. за счет фонда переоценки статей баланса, что, без сомнения, искажает финансовый результат.

Другой пример. В соответствии с постановлениями Совмина от 18.03.2009 № 662 и от 3.05.2010 № 327 субъектам хозяйствования разрешили не начислять амортизацию по внеоборотным активам, используемым в предпринимательской деятельности. При этом в 2009 г. «нормативные сроки службы и сроки полезного использования таких объектов продлеваются на срок, равный периоду, в котором не проводилось начисление данной амортизации». А в нынешнем организации, осуществляющие инвестиции в основной капитал в соответствии с утвержденными в установленном порядке бизнес-планами инвестиционных проектов, вообще освобождены от начисления амортизации. В результате занижаются расходы и завышается прибыль в нарушение принципов осмотрительности, начисления и соответствия доходов и расходов.

По каждому из принципов, сформулированных в МСФО, на основе которых составлены эти стандарты, можно найти отличия в отечественном бухгалтерском законодательстве и проблемы с их внедрением. А потому необходимо не только четко сформулировать данные принципы в Законе, но и обеспечить механизм их применения на практике.