Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
26.02.2013 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРИНЦИП ВОВЛЕЧЕННОСТИ©

Появления Указа от 4.02.2013 № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» научная общественность и инвесторы ждали давно, поскольку действующий в настоящее время Указ от 31.08.2009 № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами» вызывает неоднозначную оценку и создал множество проблем при разработке и выводе научно-технической продукции на рынок.

Появления Указа от 4.02.2013 № 59 «О коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных за счет государственных средств» научная общественность и инвесторы ждали давно, поскольку действующий в настоящее время Указ от 31.08.2009 № 432 «О некоторых вопросах приобретения имущественных прав на результаты научно-технической деятельности и распоряжения этими правами» вызывает неоднозначную оценку и создал множество проблем при разработке и выводе научно-технической продукции на рынок.

В частности, Указ № 432 нарушает базовый принцип гражданского права, поскольку инвестор, вкладывающий наряду с бюджетом собственные средства, первоначально лишается всяких имущественных прав на созданные совместно результаты научно-технической деятельности (НТД). Еще 2 года назад были подготовлены изменения и дополнения, устраняющие эту коллизию, однако по разным причинам они не были приняты.

Порой складывается парадоксальная ситуация. Например, в рамках выполнения заданий государственных научно-технических и приравненных к ним программ на момент окончания проекта инвестор, утвержденный в качестве предприятия-изготовителя, должен иметь готовое производство и осуществить выпуск опытных или опытно-промышленных партий продукции. Для этого исполнитель должен передать инвестору полностью или частично результаты научной и научно-технической деятельности, полученные с привлечением государственных средств. Однако в соответствии с нормами Указа № 432 для организаций негосударственной формы собственности он это может сделать только на возмездной основе. При этом всегда у проверяющих возникает вопрос: по какой цене? Отдельные госзаказчики требовали возместить полностью затраты бюджета.

Таким образом, чтобы успешно реализовать проект, частный инвестор должен дважды понести расходы: сначала в качестве внебюджетной составляющей по проекту, а затем дополнительно компенсировать затраты бюджета на разработку, еще не начав производство. Указ № 59 полностью решает эту проблему.

Другим сдерживающим фактором коммерциализации результатов НТД в настоящее время является сложная процедура передачи имущественных прав на них и предоставления права их использования, которая часто растягивается на долгие месяцы. Кроме того, практически все госзаказчики, за исключением НАН Беларуси и Минобразования, отказываются включать в условия договоров на выполнение НИОКТР разрешение на лицензирование до окончания выполнения проекта. В результате исполнители не могут выделить и отразить в своем балансе до окончания НИОКТР промежуточные результаты НТД, готовые к коммерческому использованию. Из-за этого при поступлении лицензионных платежей лицензиары не могут воспользоваться льготами по НДС и налогу на прибыль при реализации имущественных прав на объекты промышленной собственности.

Не всегда обосновано желание многих госзаказчиков присвоить себе все результаты НТД, полученные с использованием государственных средств. В этом случае исполнители практически лишаются возможности заниматься коммерциализацией после завершения проектов и всяких стимулов к расширению масштабов использования полученных результатов. Особенно болезненно исполнители воспринимают такие действия в случае создания объектов промышленной собственности. Ведь у госзаказчиков, как правило, нет необходимой инфраструктуры, опыта и специалистов, способных эффективно управлять интеллектуальной собственностью на отраслевом уровне. Указ № 59 в определенной степени ограничивает права госзаказчиков на многие результаты НТД.

Серьезный сдерживающий фактор коммерциализации результатов научно-технической деятельности — это совместное владение и распоряжение правами на данные результаты при наличии нескольких правообладателей. В настоящее время распространенной практикой является совместное владение госзаказчиком и исполнителем правами на результаты НТД, в т.ч. охраноспособные, что противоречит мировому опыту, где преимущественно имеется один правообладатель. Новый Указ в значительной мере решает и эту проблему, поскольку допускает только два случая совместного владения: связанный с интересами национальной безопасности и при привлечении внебюджетных средств. Во всех остальных случаях обладателем имущественных прав на результаты научно-технической деятельности должна быть головная организация — исполнитель или исполнитель — резидент Республики Беларусь. Правда, и в этом случае у госзаказчика остаются рычаги влияния: он может первоначально закрепить за собой результаты НТД.

Безусловно, принятие Указа № 59 должно активизировать процессы освоения и внедрения в производство результатов научных исследований и разработок. Прежде всего — это значительная либерализация вопроса определения обладателя имущественных прав на результаты НТД, процедуры уступки и передачи прав на использование результатов резидентам и нерезидентам РБ на безвозмездной и возмездной основе при условии осуществления их коммерциализации. У исполнителей НИОКТР при повышении их ответственности за коммерциализацию результатов НТД появится дополнительная возможность получения дохода от реализации принадлежащих им имущественных прав на результаты НТД и, соответственно, для стимулирования своих работников. На такие операции предусматривается распространение существенных налоговых льгот при реализации имущественных прав на результаты НТД на территории Беларуси. Инвесторы также получают дополнительные возможности за счет преимущественного права выкупа оставшейся доли прав на результаты НТД, а также на приобретение их на льготных условиях, в т.ч. на безвозмездной основе.

В то же время практическая реализация Указа № 59 вызывает у специалистов и исполнителей НИОКТР множество вопросов. В частности, неудачным, как и в Указе № 432, является определение результатов НТД как объектов интеллектуальной собственности. С одной стороны, это противоречит определению, данному в ГК РБ, а с другой — «в тень» ушли все неохраняемые результаты НТД, на которые не распространяется исключительное право, но представляющие значительный коммерческий интерес, в частности, многие виды научно-технической документации, включая технические нормативные правовые акты (ТУ и др.).

Особую озабоченность у исполнителей вызывает необходимость распространения требования обязательной коммерциализации на большую часть результатов научной деятельности, включая ответственность перед бюджетом. Это является «белорусским ноу-хау», противоречит мировой практике и выглядит попыткой в условиях ограниченных государственных источников вновь решать проблемы инновационного развития страны административно-командными методами. Как известно, наукоемкость ВВП в Беларуси за последние 15 лет составила 0,6–0,8%, что примерно втрое ниже, чем в странах ЕС-27 и ОЭСР. При этом не выполнено задание первой и систематически не выполняется задание второй государственных программ инновационного развития Республики Беларусь по этому показателю: в 2010 г. предполагалось выйти на уровень 1,4%, а в 2015 г. — 2,5–2,9%.

Ужесточение условий выполнения НИОКТР в части коммерциализации таит в себе опасность отказа исполнителей от проведения работ с повышенными рисками по ряду важных для страны научно-технических направлений в условиях нестабильной работы многих предприятий, где запланировано введение результатов НТД в гражданский оборот. Уже сейчас по ряду госпрограмм имеются проблемы с использованием выделенных бюджетных средств.

Значительные трудности может представлять и определение сроков коммерциализации в случае создания объектов промышленной собственности, процедура выдачи охранных документов на которые составляет несколько лет. В частности, на момент окончания определенных в Указе № 59 сроков (1 или 3 года), после которых госзаказчику необходимо принимать решение о передаче прав на результаты НТД, может сохраняться неопределенность в вопросе получения охранных документов на объекты промышленной собственности.

Кроме этого, сегодня в соответствии с инструкциями по бухгалтерскому учету нематериальных активов и по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утв. постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25, определяется порядок совершения операций только в случае, если правообладателем является госзаказчик. Варианты, когда обладателем результатов НТД является исполнитель, либо в случае совместного владения правами, здесь не определены.

Существуют и другие неясные моменты, требующие разъяснений. Многих из них можно было бы избежать при условии согласования ряда позиций Указа № 59 с заинтересованными республиканскими органами госуправления. Поэтому ожидаемый эффект в полной мере можно будет оценить только после принятия пакета подзаконных актов, включающих порядка десятка наименований, в целях приведения законодательства в соответствие с данным нормативным правовым актом.

Юрий НЕЧЕПУРЕНКО, заместитель директора НИИ ФХП БГУ, эксперт по управлению интеллектуальной собственностью

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by