$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

«ПРИНЦИП РЕЗИДЕНТСТВА» НУЖНО ОТМЕНЯТЬ©

26.09.2014

Самым сложным барьером, стоящим на пути свободы движения товаров в Таможенном союзе, а с 2015 г. — и в ЕАЭС, является «принцип резидентства». О необходимости его отмены в целях устранения препятствий во взаимном доступе субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств — членов Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства говорил на прошедшей 18—19 сентября 2014 г. в Минске 5-й Международной научно-практической конференции «От Таможенного союза к Евразийскому экономическому союзу: современность и перспективы» заместитель начальника правового управления по вопросам Таможенного союза ГТК Алексей АРТЕМЬЕВ.

В ЕАЭС продолжает функционировать Таможенный союз: будут применяться единые меры регулирования внешней торговли товарами и режим торговли товарами с третьими странами, осуществляться единое таможенное регулирование и свободное перемещение товаров. Однако для построения полноценного таможенного союза необходимо не только установить единые меры регулирования внешней торговли товарами и единый режим торговли товарами с третьими странами и разработать новый Таможенный кодекс ЕАЭС, но и устранить существующие барьеры и ограничения, в т.ч. в целях обеспечения свободы движения товаров.

«Принцип резидентства» территориально ограничивает возможность декларанта подавать декларацию на товары любому таможенному органу на таможенной территории ТС — она может быть подана только таможенному органу государства — члена ТС, в соответствии с законодательством которого создан, зарегистрирован либо на территории которого постоянно проживает декларант.

Отменить «принцип резидентства» просто путем исключения п. 1 из ст. 368 Таможенного кодекса ТС невозможно, т.к. для этого необходимо реализовать ряд различных мероприятий, связанных с унификацией не столько таможенного, сколько налогового, банковского, валютного и иных сфер законодательств государств — членов ЕАЭС, пояснил представитель ГТК.

ОДНИМ из наиболее сложных вопросов, которые необходимо будет решить в ЕАЭС в целях отмены «принципа резидентства», является взимание косвенных налогов при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Сегодня для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС. Уплаченные ввозные таможенные пошлины зачисляются и распределяются между бюджетами государств — членов ЕАЭС. В отличие от таможенных пошлин для целей исчисления НДС и акцизов, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру. Уплаченные при ввозе косвенные налоги зачисляются в бюджет государства, на территории которого они уплачены, без их последующего распределения между бюджетами всех государств — членов ТС. В настоящее время в Беларуси базовая ставка НДС составляет 20%, в Казахстане — 12%, а в России — 18%.

Существует 4 варианта решения вопроса, связанного с взиманием косвенных налогов при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС в условиях отмены «принципа резидентства».

1. Унификация ставок косвенных налогов, применяемых в государствах — членах ЕАЭС, с последующим распределением уплаченных сумм таких налогов между этими государствами.

2. Снятие с таможенных органов функции по взиманию косвенных налогов при выпуске товаров. При этом варианте косвенные налоги будут подлежать уплате в налоговый орган в стране назначения товаров в соответствии с налоговым законодательством данного государства.

3. Взимание в государстве — члене ЕАЭС, таможенным органом которого совершаются таможенные операции, связанные с выпуском товаров, косвенных налогов по ставкам, установленным законодательством страны назначения товаров. В этом случае нужен эффективный механизм контроля за нахождением таких товаров на территории ЕАЭС, в связи с тем что после выпуска такие товары будут не подконтрольны таможенным органам.

4. Взимание косвенных налогов по ставкам, установленным законодательством государства, на территории которого совершаются таможенные операции, связанные с выпуском товаров. Однако при этом существует вероятность оттока части субъектов ВЭД из государства, применяющего наибольшие ставки косвенных налогов при ввозе товаров на таможенную территорию (т.е. из Беларуси).

НЕ МЕНЕЕ актуальной является нерешенная проблема, связанная с унификацией взимания таможенными органами вывозных таможенных пошлин.

В настоящее время в отношении товаров, вывозимых за пределы таможенной территории ТС (за исключением нефти и отдельных нефтепродуктов), применяются ставки вывозных таможенных пошлин, установленные законодательством государств — членов ТС. При этом в Беларуси, Казахстане и России вывозные таможенные пошлины установлены в отношении разных категорий товаров.

Так, по состоянию на апрель 2014 г. в Беларуси вывозные таможенные пошлины были установлены в отношении 67 товарных позиций ТН ВЭД ТС, в Казахстане — 77 товарных позиций, а в России — в отношении 332 (за исключением нефти и нефтепродуктов).

Справочно. По состоянию на апрель 2014 г. в отношении нефти и нефтепродуктов в Беларуси и России вывозные таможенные пошлины установлены для 98 товарных позиций ТН ВЭД ТС, в Казахстане — для 64.

Как и для косвенных налогов, вопрос со взиманием вывозных таможенных пошлин можно решить несколькими путями.

1. Взимание вывозных таможенных пошлин в государстве, на территории которой осуществляется помещение товаров под таможенную процедуру экспорта, по ставкам, установленным законодательством страны вывоза.

2. Взимание вывозных таможенных пошлин в стране, на территории которой осуществляется помещение товаров под таможенную процедуру экспорта, по ставкам, установленным законодательством страны происхождения товаров, с последующим их перечислением либо распределением между бюджетами государств — членов ЕАЭС.

3. Унификация и применение единых перечней товаров и единых ставок вывозных таможенных пошлин с последующим их распределением между бюджетами государств — членов ЕАЭС.

4. Сохранение действия «принципа резидентства» в отношении товаров, облагаемых при вывозе за пределы таможенной территории вывозными таможенными пошлинами.

Кроме того, потребуется унификация правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, и иных мероприятий, связанных со взиманием таможенными органами вывозных таможенных пошлин.

ДЛЯ ОТМЕНЫ «принципа резидентства» нужно гармонизировать порядок взыскания таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами. Так, необходимо разработать порядок взыскания таких платежей в случаях, когда обязанность по их уплате возникла в одном государстве, а лицо, у которого возникла такая обязанность, является резидентом другого государства — члена ЕАЭС.

Необходимо также определить валюту, в которой будут уплачиваться такие платежи резидентом одного государства — члена ЕАЭС на территории другого государства — члена ЕАЭС, унифицировать порядок перечисления таких платежей, а также создать централизованную базу «должников» ЕАЭС.

Нужно создать единую систему регистрации и идентификации лиц, участвующих в ВЭД. Сейчас в государствах — членах ТС госрегистрация лиц осуществляется в порядке, определенном законодательством этих государств. Создание единой системы необходимо в первую очередь для целей подтверждения на территории одной страны факта регистрации в соответствии с законодательством лица, являющегося резидентом другого государства — члена ЕАЭС. По словам А.Артемьева, такая система будет лишь базироваться на существующих национальных системах регистрации, а не заменять их.

В связи с использованием при совершении таможенных операций безбумажных технологий, переходом в ЕАЭС к электронному таможенному декларированию и использованию механизма «единого окна» нужно организовать работу, связанную с признанием электронных цифровых подписей в ЕАЭС, используемых участниками ВЭД, таможенными и иными органами госуправления. Кроме этого, необходимо информационное взаимодействие между таможенными и иными органами госуправления государств — членов ЕАЭС, в т.ч. в целях обеспечения соблюдения запретов и ограничений, вводимых в одностороннем порядке, контроля за уплатой таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, проведения мониторинга перемещения товаров в ЕАЭС.

В целях отмены «принципа резидентства» нужно также определить категории товаров, в отношении которых в ЕАЭС действие «принципа резидентства» будет сохранено. К таким товарам, по предположению представителя ГТК, будут отнесены товары, маркируемые акцизными марками, товары, в отношении которых применяются меры экспортного контроля, отдельные категории товаров, в отношении которых применяются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов и иные особенности, установленные национальным законодательством государств — членов ЕАЭС.

ПОСКОЛЬКУ в настоящее время в государствах — членах ТС определены различные составы административных правонарушений и уголовных преступлений в сфере таможенного регулирования, а также ответственность за их совершение, целесообразно гармонизировать подходы к их определению. В противном случае в условиях отмены в ЕАЭС «принципа резидентства» могут возникнуть предпосылки для незаконного перемещения товаров через таможенную границу, уклонения от уплаты таможенных платежей и создания иных незаконных схем осуществления внешнеторговой деятельности на территории того государства, законодательством которого установлены наименьшие санкции за совершение отдельных правонарушений и преступлений в сфере таможенного регулирования либо ответственность за их совершение не установлена.

Кроме того, необходима дальнейшая унификация имеющихся в настоящее время особенностей совершения отдельных таможенных операций, установленных законодательством государств — членов ТС, гармонизация порядка уплаты и способов уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, унификация видов таможенных сборов, а также гармонизация ставок таких сборов и порядка их взимания, гармонизация подходов, применяемых при контроле за внешнеторговыми операциями.

Несмотря на отсутствие экономического обоснования отмены «принципа резидентства» в ЕАЭС, устранение этого барьера будет способствовать упрощению внешней торговли товарами, оптимизации логистики доставки товаров и улучшит условия осуществления ВЭД в ЕАЭС, уверен А.Артемьев.

Записала

Татьяна АБРАМОВИЧ