Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Принцип "одного окна": опыт соседей

7 октября 2003г. группа специалистов Всемирного банка обнародовала ежегодный отчет "Ведение бизнеса в 2004 году: понимание регулирования". В отчете были проанализированы процедуры открытия компании, найма рабочей силы, ликвидации и др...
7 октября 2003г. группа специалистов Всемирного банка обнародовала ежегодный отчет "Ведение бизнеса в 2004 году: понимание регулирования". В отчете были проанализированы процедуры открытия компании, найма рабочей силы, ликвидации и др. Так, в Австралии процедура регистрации юридического лица занимает два дня, а на Гаити -- 203. В Дании эти процедуры осуществляются бесплатно, а в Камбодже стоимость равна пятикратному годовому доходу в среднем на душу населения. Процедуры банкротства могут длиться от 6 месяцев (в Ирландии) до 11 лет (в Индии).

Беларусь в отчете фигурирует как лидер среди стран СНГ по количеству процедур, необходимых для открытия своего дела, -- 19. Для этого потребуется затратить 118 дней и почти 369 USD. Для сравнения можно назвать Россию, где для начала бизнеса следует проделать 12 процедур, затратить на них 29 дней и около 200 USD, а также Украину, в которой необходимо соответственно 14 процедур, 40 дней и 210 USD.

Основные выводы, сделанные в отчете, сводятся к тому, что бедные развивающиеся страны склонны к излишнему регулированию бизнеса, а это ведет к негативным результатам, таким как безработица, коррупция, низкая производительность и сокращение инвестиций.

Одной из форм регулирования бизнеса государством является институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также всевозможные процедуры постановки на учет в различных органах. Следуя логике названного отчета Всемирного банка, все процедуры, связанные со вступлением в предпринимательские отношения, можно рассматривать как определенные административные барьеры для желающих начать свое дело. С целью их упразднения или облегчения прохождения практика во многих странах СНГ пошла по пути применения принципа "одного окна". Данный принцип заключается в том, что процедуры регистрации и постановки на учет в качестве налогоплательщика осуществляются в одном госоргане.

Примером реализации этого принципа является Российская Федерация, где в соответствии с постановлением правительства от 2002-05-17г. функции по регистрации юридических лиц, а с 1 января 2004г. -- и индивидуальных предпринимателей, переданы Министерству по налогам и сборам. Таким образом, сама регистрация производится в налоговой инспекции по месту нахождения субъекта хозяйствования вместе с процедурой постановки его на учет для целей налогообложения. Вся процедура осуществляется в соответствии с федеральным законом от 8.08.2001г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Закон предусматривает осуществление процедуры государственной регистрации в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. И способы представления тоже стали более демократичными: документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения.

Принципиально важным является вопрос об основаниях отказа. Таких оснований только два: непредставление документов, необходимых для регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Еще дальше в реализации принципа "одного окна" пошел Узбекистан, где одна процедура заменяет не две, как в России, а намного больше. Согласно Положению о порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства, утвержденному постановлением Кабинета министров Узбекистана от 2001-08-22г. N 347, госрегистрация одновременно с постановкой на учет в государственных налоговых и статистических органах, дорожном фонде, в районном (городском) отделе по труду, занятости и социальной защите населения осуществляется районными и городскими администрациями (хокимиятами). Таким образом, регистрация и постановка на учет в различных целях, не только в налоговых, осуществляются одним органом. Для регистрации необходимы следующие документы: заявление; два оригинала нотариально заверенных учредительных документов; документ, подтверждающий почтовый адрес субъекта предпринимательства; банковский платежный документ об уплате установленного размера госпошлины или регистрационного сбора; свидетельство о фирменном наименовании, эскизы печати и штампа в трех экземплярах. Решение о регистрации или мотивированный отказ в ней принимается не позднее 3 рабочих дней для индивидуальных предпринимателей и не позднее 7 рабочих дней -- для юрлиц. Отказ в регистрации допускается лишь по причинам нарушения установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону.

Регистрирующие органы в течение одного дня со дня проведения государственной регистрации представляют по месту расположения субъекта предпринимательства сведения о нем в налоговые, статистические и органы внутренних дел. Свидетельство о регистрации выдается зарегистрированному субъекту в двухдневный срок по получении от статистических и налоговых органов информации о присвоенных кодах. Также в течение этого времени выписки из реестра юридических лиц направляются территориальному дорожному фонду, районному (городскому) отделу по труду, занятости и социальной защите населения; информация из реестра направляется для сведения территориальным палатам товаропроизводителей и предпринимателей, центрам государственного санэпидемнадзора и службы пожарной безопасности по месту расположения субъектов предпринимательства.

Еще одним примером применения принципа "одного окна" может служить процедура регистрации в Таджикистане. В соответствии с законом от 12.12.1997г. регистрация осуществляется в государственной нотариальной конторе по месту нахождения предприятия в течение 5 дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов. Данные о госрегистрации в десятидневный срок сообщаются в орган государственной статистики для включения в единый госрегистр и налоговый орган по месту регистрации предприятия. Отказ может последовать по мотивам нарушения установленного законодательством порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

В настоящее время проводится работа по внедрению принципа "одного окна" в Кыргызской Республике, Казахстане и Украине. В Кыргызстане создан комитет по доходам при Минфине, который и будет осуществлять государственную регистрацию одновременно с налоговым и таможенным администрированием.

В Казахстане разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц", в соответствии с которым государственная регистрация юридических лиц и постановка на все виды обязательного учета будут осуществляться в пределах одной процедуры в срок до 10 дней.

В Украине 2003-05-15г. принят закон "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей", который вступает в действие с 1 июля 2004г. Этот закон предусматривает введение новой должности -- государственный регистратор, который и будет осуществлять регистрацию, вносить сведения в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, информацией из которого будут пользоваться все государственные органы. При этом сведения из реестра будет передавать соответствующим органам госрегистратор, а не зарегистрированный субъект, т.е. созданный субъект хозяйствования будет автоматически взят на учет в налоговом органе, органах статистики и во всех фондах, включая пенсионный и фонд социального страхования. Срок регистрации будет составлять не более 4 дней.

Таким образом, основными плюсами реализации принципа "одного окна" и соответственно причинами, по которым многие страны на постсоветском пространстве берут его на вооружение, являются: сокращение количества инстанций, которые необходимо пройти для регистрации, сокращение сроков для проведения регистрации, уменьшение количества документов, получение информации о зарегистрированных субъектах из одного источника и др. На общегосударственном уровне более открытая процедура регистрации позволяет развивать частный сектор экономики, способствует привлечению инвестиций и снижению уровня коррупции.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений