$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Принцип компромисса

04.08.2009

Кампания по выборам гендиректора Ассоциации страховщиков «БАС» продолжалась беспрецедентно долго — более двух лет, и завершилась только в июне текущего года, когда большинством голосов на эту должность была утверждена кандидатура Ирины МЕРЗЛЯКОВОЙ. Это решение сегодня позиционируется как начало политики компромиссов, призванной возродить корпоративную солидарность на белорусском страховом рынке.

В последнее время противоречия в страховом сообществе вышли далеко за рамки цивилизованной конкуренции. В результате один из важнейших элементов кредитно-финансовой системы лишился ряда жизненно необходимых приоритетов. Восстановить их пытается новый руководитель «БАС».

— Термин «лоббистская деятельность» в нашей стране воспринимается, мягко говоря, неоднозначно, — отметила И.Мерзлякова в беседе с корреспондентом «ЭГ». — А между тем буквально каждый сегмент национальной экономики, отдельные субъекты хозяйствования — будь то банковский сектор, строительство или сельское хозяйство — сегодня опирается на поддержку во властных структурах и СМИ. Исключение составляют только страховщики, которые до сих пор так и не смогли создать эффективный канал для передачи «наверх» перспективных бизнес-идей, продвижения законодательных инициатив. Между тем нередко представление о ситуации на рынке складывается по результатам проверок контролирующих органов…

Корни проблемы — в тотальной разобщенности предприятий отрасли: действующие компании разделены по принципу доступа к обязательным видам страхования, обслуживанию государственных предприятий и по многим другим признакам. Острые разногласия возникали между «БАС» и другим профильным объединением — Белорусским страховым союзом, деятельность которого была прекращена решением Верховного Суда в 2005 г.

В пылу междоусобиц мы так и не смогли сформулировать внятную концепцию развития.

- Похоже, за вас это сделали другие. Согласно Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006-2010 гг. (утв. постановлением Совмина от 29.12.2006 № 1749) в т.г. рост поступления страховых взносов должен удвоиться — насколько это реально?

— Уточню, в 2009 г. удельный вес страхования в ВВП должен вырасти примерно с 0,7% до 1,32% (и до 1,5% в 2010 г.). Насколько мне известно, соответствующие задания доведены до государственных страховых организаций и организаций с долей государства в уставном капитале свыше 50%. К примеру, Белгосстрах обязан привлечь в оборот ни много ни мало — 1 трлн. Br, больше, чем два десятка отечественных компаний в относительно стабильном «докризисном» 2008 г.

Но, с моей точки зрения, не совсем уместно подходить к планированию страхового бизнеса с позиций чистой арифметики: «выручка минус затраты» Здесь действуют принципиально иные математические законы — законы теории вероятности. Мы оказываем финансовые услуги, отложенные во времени. Поэтому кроме фактического объема взносов необходимо просчитать объем возможных выплат и предполагаемую убыточность того или иного продукта.

Иначе получается, что суть страховых отношений заключается исключительно в торговле полисами, т. е. практически обыкновенной бумагой, а не в защите клиентов от всевозможных рисков. В условиях экономического роста такая логическая схема вполне может сработать хотя бы за счет доходов будущих периодов. Но во время рецессии страховые резервы пополняются крайне медленно (если вообще не сокращаются), поэтому расходные статьи нужно планировать с особым вниманием.

Кризис рано или поздно «догонит» белорусское страхование. Европейские страховщики приняли первые его удары еще в 2008 г., когда, к примеру, Великобритания — признанный мировой лидер в данной сфере — окончила год с 13-процентным минусом. Во Франции обороты сократились на 9,3%, Германии — на 1,2%. Россияне официально заявляют о прогнозируемом падении на 10% по итогам 2009 г. Казахстан в первом полугодии сократил сборы на 27%.

И на этом фоне Беларусь заявила об амбициозных планах двукратного роста. Когда объем внешнеторгового оборота сократился наполовину, рынок новых автомобилей — на 25%, крупнейшие потенциальные клиенты стремятся любой ценой разгрузить затоваренные склады. В такой ситуации рассчитывать на резкое повышение активности страхователей явно не приходится — у них есть другие более насущные проблемы.

- Белорусское страховое законодательство неоднократно подвергалось критике. Не проще ли было бы взять пакет, скажем, российских отраслевых нормативных правовых актов и привить их на отечественной почве?

— Только вместе с российской системой хозяйствования, включая Федеральную антимонопольную службу, которая пристально следит за сохранением конкурентной среды. В этом плане деятельность многих наших концернов, производственных объединений, государственных унитарных предприятий и т. п. полностью противоречит правовым нормам соседнего государства, в т.ч. в сфере страхового бизнеса. Поэтому не думаю, что есть смысл слепо копировать опыт соседей.

При этом, к сожалению, отечественная модель оставляет лишь очень узкий коридор для развития страхования, так как крупные организации государственной формы собственности всегда находят способ компенсировать понесенные ущербы, обычно за счет бюджета. Услуги страховщиков по-настоящему необходимы мобильным бизнес-структурам, руководители которых несут прямую ответственность за финансовые результаты своей деятельности.

- Другими словами, нам по-прежнему приходится искать собственный, белорусский путь?

— Выходит так. И главное, что необходимо сделать — это отставить разногласия, амбиции на второй план, вернуться к эволюционной стратегии развития.

Формальным поводом для моей первой встречи с руководством Минфина стало согласование кандидатуры гендиректора Ассоциации (в соответствии с действующим законодательством). Однако в ходе разговора были очерчены вполне конкретные пути взаимодействия между главным финансовым ведомством страны и профессиональным объединением страховщиков как необходимого инфраструктурного элемента экономики.

Благодаря своим широким зарубежным контактам, мы можем собрать, обобщить и предоставить в распоряжение белорусских законодателей все лучшее из опыта мирового страхования. Специалисты-практики, которых немало в Ассоциации, готовы вырабатывать модельные решения самых острых проблем, стоящих перед отраслью. Наша главная задача — донести их квалифицированное мнение до лиц, ответственных за принятие решений в нашей республике.

Беседовал Владислав ПЛАТУН