$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРИМОРСКОЕ СЧАСТЬЕ©

13.11.2012

Заявление Президента Александра Лукашенко о намерении Беларуси переориентировать перевалку своих грузов с портов стран Балтии на порты Ленинградской области, сделанное на встрече с губернатором этого региона Александром Дрозденко, вызвало неоднозначную реакцию как у отечественных участников ВЭД, так и за рубежом.

«Мы приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты, — сказал глава государства. — Нам нужно очень серьезно проработать эту тематику. Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности».

Данная тема оказалась в центре внимания на прошедшей 9 ноября в Вильнюсе встрече глав МИД стран Балтии. Как сообщает портал Delfi, участники встречи выразили надежду, что решение Беларуси вызвано экономическими, а не политическими причинами. По мнению министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта, данное заявление не стоит переоценивать — нужно лишь внимательно посмотреть, как меняются партнеры и объемы грузов. Действительно, на протяжении 10 лет грузооборот порта Риги вырос в 2,6 раза, литовской Клайпеды — в 2,4, причем доля российского транзита здесь только с 2008 по 2011 гг. выросла с 60 до 70%.

Министр коммуникаций и транспорта Литвы Элигиюс Масюлис заявил агентству BNS: действующие контракты литовских компаний с белорусскими предприятиями о перевозках грузов по железной дороге через Литву и их погрузках в Клайпеде должны быть реализованы. Стремление россиян переориентировать белорусские грузопотоки на свои порты не стало для литовцев неожиданностью: с московским давлением они знакомы не понаслышке. «Россия выдвинула определенные условия в обмен на помощь Беларуси, и Беларуси некуда деваться», — считает Э.Масюлис. Однако, по его мнению, в долгосрочной перспективе из-за недостаточно развитой инфраструктуры порты Ленинградской области пока не готовы к дополнительному обслуживанию очень большого объема грузов, а экономический фактор — цена, скорость и качество перевозки грузов — на стороне портов Балтии. Он вполне мог бы добавить и географический фактор: от Минска до Клайпеды — 498 км, Риги — 505, Вентспилса — около 700, тогда как до Санкт-Петербурга — 791 км, Усть-Луги — 789, Приморска — 938, а Выборга — 926. Так что «искать счастье» белорусам придется почти на 300 км дальше.

Если заявление А.Лукашенко должно было побудить прибалтийских партнеров к сговорчивости, это вполне удалось: 8 ноября в Риге на встрече с послом Беларуси министр транспорта Латвии Айвис Ронис подтвердил готовность представить белорусской стороне конкретные варианты приобретения или аренды инфраструктурных портовых объектов. Латыши согласны также участвовать в инвестпроектах по увеличению пропускной способности железной дороги в обоих направлениях. Кстати, по сообщению пресс-службы МИД РБ, на этой встрече стороны выразили удовлетворенность положительной динамикой роста показателей в сфере торговли и транспортных услуг, отметили взаимовыгодность дальнейшего развития приграничной и железнодорожной инфраструктуры на белорусско-латвийском направлении.

У этой выгоды давняя история. В 1980-е годы почти 3/4 внешнеторговых грузоперевозок СССР на Балтике шли через советские прибалтийские республики. В России находилось 4 из 9 балтийских портов СССР. Их мощностей не хватало и приходилось платить прибалтам за использование портов и транзит грузов (включая перевозки в Калининград, не имеющий прямого сухопутного сообщения со страной). Для минимизации зависимости от иностранного транзита в 1993 г. было принято распоряжение правительства РФ о строительстве трех новых портов в Ленинградской области, причем один из них — в Приморске — должен стать альтернативой латвийскому Вентспилсу. Реализация программы началась только в начале «нулевых». Результатом реализации проектов развития портовой инфраструктуры в Усть-Луге, Высоцке, Выборге и Приморске должно стать увеличение общего грузооборота портов Ленинградской области к 2015 г. до 250–300 млн. т, что окупится лишь при условии передислокации на них грузопотоков из стран Балтии. Однако пока даже российские компании зачастую предпочитают работать через Эстонию и Латвию из-за качества обслуживания. Поэтому загрузка своих портов стала для Москвы приоритетной задачей, решить которую нужно любой ценой.

Часть этой платы — обсуждение вопроса снижения железнодорожных тарифов. Дело это непростое: ОАО «РЖД» остро нуждается в инвестициях, и снижение тарифов может негативно сказаться на планах привлечения зарубежного капитала (если, конечно, обсуждаемое сейчас снижение не обернется резким ростом через 1–2 года). Впрочем, россиянам не привыкать платить экономикой за достижение политических целей. К тому же, соблазнив Беларусь переключить свои грузопотоки на Ленинградскую область, Россия получит возможность их контролировать — включая нефтепродукты, в каком бы виде они ни экспортировались. И если до сих пор транзит был для Минска козырем в переговорах с РФ и ЕС, то теперь он вполне может перекочевать в руки Кремля. Странам Балтии, для которых обслуживание белорусских грузов сегодня является важной статьей дохода, влияющей на политическую позицию в отношении нашей страны, останется лишь бескорыстно занять принципиальную позицию по защите прав человека — для моральной компенсации, а для материальной — радушно принимать в своих гипермаркетах толпы утомленных импортозамещением белорусов.

Вадим ЛЕБЕДЕВ