$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ПРИКАЗАНО ШЕВЕЛИТЬСЯ©

07.02.2014

Президент Беларуси Александр Лукашенко обсудил с правительством проблемные вопросы развития промышленного комплекса: различные стороны работы предприятий, пути повышения конкурентоспособности их продукции, сокращения складских запасов и расширения рынков сбыта. Глава государства потребовал исправления негативных тенденций в отрасли в течение I квартала нынешнего года.

Обещанных «семимильных шагов» в экспорте отечественной продукции не оказалось: внешняя дебиторская задолженность растет, поставки снижаются, финансовое состояние промышленных предприятий ухудшается. Регулярные совещания ни к чему не приводят: раздаются конкретные поручения и персональные задания, за высокопоставленными чиновниками закрепляются предприятия, испытывающие сложности с реализацией и возвратом выручки, представляются графики темпов производства, снижения запасов и долгов. Но к следующему совещанию почему-то оказывается, что обещанного перелома нет, а статистика показывает совершенно иные результаты, чем прогнозировалось и строилось на диаграммах.

Причину глава государства видит в нежелании и неумении торговать. Белорусскому правительству неоднократно ставилось на вид, что оно «должно быть большим министерством торговли». Причем, учитывая, что объем белорусской экспортной продукции по мировым масштабам незначителен, то, по мнению Президента, его «при должной расторопности и предприимчивости можно и нужно не сокращать, а наращивать». Искать и находить новые ниши, пробиваться на новые рынки. Главное — шевелиться, а не сидеть на месте!

ОПЛАТА этого движения будет происходить с помощью господдержки кредитования иностранными банками зарубежных покупателей белорусской продукции, финансирования экспортеров с помощью Банка развития. Через некоторое время можно будет оценить, достаточно ли окажется этих мер и не слишком ли дорого обойдется белорусским налогоплательщикам столь масштабная помощь той сфере, которая вроде бы сама должна приносить доход стране, а не становиться еще одним бременем для бюджета.

Премьер-министр Михаил Мясникович объяснил трудности со снижением складских запасов слабой конкурентоспособностью и неумением продавать продукцию. Он признал, что правительство во II полугодии «несколько ослабило административный жим за выполнение валовых показателей для того, чтобы сохранить экономику предприятий». А в наличии внешней дебиторской задолженности, по мнению М.Мясниковича, есть и положительные стороны — все-таки товар попал к импортеру и шанс получить деньги остается. Однако Комитет госконтроля считает неудовлетворительной работу по разгрузке складов, тем более что она весь год сопровождалась спадом объемов промышленного производства и ростом дебиторской задолженности. «Все это явилось следствием того, что руководителями ряда органов госуправления и предприятий поручения главы государства по модернизации промышленных производств, завоеванию новых рынков сбыта, обеспечению финансовой стабильности предприятий выполняются небрежно, — считает председатель КГК Александр Якобсон. — Принимаемые управленческие решения и меры, в т.ч. по модернизации производств, не всегда проработаны и экономически обоснованы, из-за чего не достигается конечная цель».

В придачу, по данным КГК, отдельные руководители вместо принятия действенных мер по сбыту продукции пытаются создать лишь видимость разгрузки складов. Например, попытки приукрасить реальное положение дел были выявлены и пресечены на БелАЗе и «Гомсельмаше». В качестве положительного примера он привел кондитерские фабрики «Коммунарка» и «Спартак», нарастившие экспорт по итогам 11 месяцев 2013 г., в т.ч. за счет расширения географии поставок и замены основных торговых операторов. По мнению А.Якобсона, это свидетельствует, что проблема не в форме собственности, а в кадрах и организации работы.

Подводя итоги совещания, Президент поручил еще раз детально проанализировать все проблемные вопросы в правительстве и выйти на принятие конкретных решений, которые позволят дать экономический эффект. При этом в очередной раз премьер-министр предупрежден, что по итогам I квартала текущего года придется отвечать за результат, и на сей раз «прощения в этом деле не будет», как случилось с невыполнением прогнозных показателей на этот год. «В основе лежат складские запасы», — уточнил А.Лукашенко.

Интересно, что именно этот показатель становится ключевым, хотя состояние экономики, в т.ч. промышленности, обычно характеризуется целым набором параметров, ухудшение любого из которых чревато «катаклизмами», которых у нас, разумеется, постараются не допустить.

Вице-премьер Беларуси Петр Прокопович посоветовал быть реалистами и откровенно признать, что отечественные машиностроительные предприятия сегодня не в состоянии конкурировать с мировыми лидерами. И выход из положения не столько в обновлении оборудования, сколько в экономической модернизации, включая системы управления, контроля качества, ответственности кадров на каждом рабочем месте. Все это должно быть таким же, как у наших конкурентов, «а мы сегодня пока не такие», как сказал П.Прокопович. «Не такая» сегодня и экономика Беларуси, отражением чего являются высокие ставки по кредитам, на что обратил внимание участников совещания председатель правления Банка развития Сергей Румас.

ДИРЕКТОРАТ (если его захотят выслушать) мог бы объяснить разрыв между внешней кредиторской и дебиторской задолженностью стагнацией на потенциальных и традиционных рынках сбыта, особенно на главном — российском. Так что кредитовать зарубежных партнеров белорусским производителям приходится поневоле — несмотря на то, что самим кредиты обходятся непомерно дорого. Например, гендиректор МТЗ Владимир Волчок попытался объяснить, что при продвижении продукции сегодня необходимо применение различных финансовых схем, предоставление скидок и рассрочек сроком на 1–2 года. Белорусы могут предложить гораздо более скромные рассрочки в силу своих финансовых возможностей, но в ряде регионов и стран иначе продать продукцию просто невозможно.

Затруднительно нарастить поставки и в азиатские и латиноамериканские страны, где накопилось множество внутренних экономических проблем. Так что заинтересованность, проявленная во время приемов на высшем уровне, может не воплотиться в конкретные контракты, особенно если у потенциального партнера собственная экономика трещит и валюта девальвируется. В такой ситуации экспортоориентированность белорусской экономики и ее зависимость от колебания цен на ресурсы и спроса на готовую продукцию создают повышенные риски, для компенсации которых у властей имеется только привычный набор административно-командных мер.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях