Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
11.07.2008 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приготовьтесь потреблять

Ваши права защищены

Ряд существенных корректировок, направленных на регулирование отношений потребителей, продавцов и поставщиков, содержит Закон от 8.07.2008 № 366-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей» (рег. № 2/1463 от 9.07.2008). Поправки внесены в Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы, а Закон от 9.01.2002 «О защите прав потребителей» излагается в новой редакции.

В сферу действия Закона «О защите прав потребителей» отныне попадают не только продавцы, исполнители и изготовители, но и не являющиеся ИП физические лица, реализующие в соответствии с законодательством товары (работы, услуги) населению: ремесленники; лица, торгующие на рынках и (или) иных местах не более 60 дней в году; лица, оказывающие услуги агроэкотуризма. Все они теперь должны отвечать перед потребителем за проданные им товары. Предусматривается ответственность гарантийных мастерских (ремонтных организаций) перед потребителями за качество и сроки выполнения работ.

Потребитель вправе предъявить к поставщику или дилеру требования замены или ремонта некачественного товара, а также возмещения расходов по ремонту в случае банкротства продавца (изготовителя), приостановления или прекращения его деятельности, отсутствия у потребителя достоверных сведений о продавце (изготовителе) или месте нахождения или месте жительства изготовителя за пределами Беларуси. Если же они не могут выполнить такие требования, то потребитель вправе требовать возврата уплаченных денег.

Уточнен перечень обязательной информации о товаре. Кроме того, определен перечень информации, которая в обязательном порядке должна предоставляться гражданину при приобретении товаров дистанционными способами. Например, при реализации товаров через интернет-магазин на сайте должна размещаться информация об изготовителе, основных потребительских свойствах, гарантийных сроках, цене и условиях оплаты товаров, сроках и условиях доставки товара.

Если товар не отвечает требованиям безопасности, он считается товаром ненадлежащего качества. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), реализующий такой товар с нарушением требований к его безопасности, несет соответствующую гражданско-правовую и административную ответственность.

В действующем Законе «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право на обмен товара надлежащего качества на аналогичный товар и только при отсутствии варианта для обмена — на возврат денег. После вступления в силу нового Закона потребитель будет иметь право по своему выбору на обмен или возврат качественного товара (если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца) в течение 14 дней с момента покупки. При возврате товара надлежащего качества требование потребителя о возврате денег подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. Если же это невозможно, то максимальный срок для удовлетворения такого требования потребителя не может превышать 7 дней. А за нарушение этих сроков устанавливается ответственность продавца в виде неустойки за каждый день просрочки.

Гражданам больше не придется хранить «на всякий случай» коробки и пакеты: Закон дает им право возвращать некачественный товар без потребительской тары.

Уточняется порядок исчисления гарантийных сроков для сезонных товаров и при реализации товаров по каталогам, рекламе и иным информационным источникам. Установлено, что гарантийный срок на товар, производимый за пределами РБ, должен быть не менее гарантийного срока, предусмотренного белорусским законодательством для аналогичных товаров, производимых в Беларуси.

Изготовитель (поставщик) обязан обеспечить не только ремонт и обслуживание ввезенного технически сложного товара, но также и выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока — в течение 10 лет со дня продажи. Такая норма грозит серьезными проблемами мелким импортерам, закупающим товар у посредников.

Законом определен порядок рассмотрения спора при нарушении продавцом сроков исполнения обязательств по договору с предварительной оплатой товара. При этом требования потребителя о возврате суммы предварительной оплаты и полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом, если он не докажет, что нарушение сроков произошло не по его вине, незамедлительно. В случае, если требования немедленно удовлетворить невозможно, на исполнение обязательств дается 7 дней.

Совершенствуется порядок возмещения убытков продавцами, изготовителями, поставщиками в связи с производством, поставкой и реализацией потребителю товаров ненадлежащего качества. Продавец (поставщик) получает право требовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента или договором.

Из Закона «О защите прав потребителей» исключены нормы процессуального характера и нормы налогового законодательства, которые содержатся в ГПК и Законе «О государственной пошлине».

Закон вступит в силу через 6 месяцев после его официального опубликования. Торговым предприятиям и предпринимателям за это время нужно успеть приготовиться к новым требованиям. А потребителям — освоиться с расширением своих прав.

Татьяна АБРАМОВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by