$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРИГЛАШАЕТСЯ ЧАСТНИК В СФЕРУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ©

23.03.2012

В действующий Закон от 22.05.2000 № 395-З «О социальном обслуживании» (далее — Закон № 395-З) предлагается включить ряд норм, реализация которых позволит сформировать рынок социальных услуг на основе государственно-частного партнерства посредством введения механизма государственного социального заказа. В итоге, как считают разработчики законопроекта, в этой сфере возникнет конкуренция и повысится качество услуг.

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социального обслуживания» дорабатывается в Постоянной комиссии Палаты представителей по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов. Депутаты планируют рассмотреть его в первом чтении на очередной сессии, которая откроется в апреле.

ОСНОВНОЕ МЕСТО в системе социального обслуживания сегодня занимают государственные организации. Вместе с тем, несмотря на предпринимаемые меры по расширению перечня услуг, предоставляемых ими, полностью удовлетворить спрос не удается.

Статьей 15 Закона № 395-З предусмотрено, что местные исполнительные и распорядительные органы могут на конкурсной основе заключать с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоры о предоставлении социальных услуг, финансировать их и контролировать эту деятельность. Однако на практике данная норма не применяется из-за отсутствия механизма выделения средств юрлицам и ИП и порядка отбора исполнителей.

Поставлена задача ликвидировать данный пробел в законодательстве. В соответствии с разработанным Советом Министров законопроектом государственный социальный заказ (ГСЗ) — это механизм привлечения юрлиц и ИП к оказанию социальных услуг и реализации проектов, направленных на создание условий для решения социальных проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Финансирование ГСЗ будет осуществляться из местных бюджетов посредством оплаты госзакупки социальных услуг в соответствии с законодательством о госзакупках товаров (работ, услуг).

Проект закона регламентирует права, обязанности и полномочия как госзаказчика, так и исполнителя. Документ содержит и нормы, касающиеся взаимодействия заказчика с юрлицами, ИП при оказании соцуслуг через механизм ГСЗ.

В качестве госзаказчика могут выступать местные Советы депутатов, местный исполнительный и распорядительный орган, уполномоченная ими организация. Они формируют ГСЗ, организуют процедуру его размещения и проведения конкурса, заключают договоры на его выполнение, оказывают исполнителям информационную и консультативную поддержку. На них также возлагается контроль за качеством, порядком и условиями оказания услуг и расходованием выделенных из бюджета средств.

Исполнителем ГСЗ — а он определяется на конкурсной основе — может быть юрлицо или ИП, заключившие с госзаказчиком договор на выполнение госзаказа.

Не могут выступать в качестве исполнителя ГСЗ организации и ИП, на имущество которых наложен арест, представившие о себе недостоверную информацию, или представители которых включены в состав конкурсной комиссии, а также юрлица в процессе реорганизации и ликвидации, ИП — на стадии прекращения деятельности или признанные в установленном порядке банкротами.

«Внедрение механизма ГСЗ позволит вовлечь в деятельность по социальному обслуживанию населения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, — говорит депутат Елена Диковицкая. — Мы надеемся, что за счет внедрения конкурентных отношений удастся расширить перечень предоставляемых услуг, повысить их доступность и качество».

КАКИМИ будут условия вхождения на этот рынок частных организаций и ИП — пока сказать трудно. Дело в том, что в законопроекте немало отсылочных норм. Например, несколько раз встречается фраза «в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров». В частности, правительству делегированы полномочия по разработке порядка и условий размещения и реализации ГСЗ.

А они очень важны, поскольку одно дело, когда частные организации смогут на равных конкурировать с государственными, и совсем другое — если на них будут смотреть как на «чужих» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В законопроекте расширяется понятие социального обслуживания — теперь оно будет определяться как деятельность госорганизаций, иных юрлиц, ИП по организации и оказанию социальных услуг, активизации собственных усилий граждан по предупреждению, преодолению трудной жизненной ситуации или адаптации к ней. Дана расшифровка ряда новых терминов.

В качестве источников финансирования системы социального обслуживания названы республиканский и местные бюджеты, специальные (государственные внебюджетные) фонды, средства, получаемые от оплаты за предоставление социальных услуг, благотворительная помощь, средства юрлиц, работающих в этой сфере, иные, не запрещенные законодательством источники.

Определены категории лиц, имеющих право на социальное обслуживание, — это граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства.

Социальные услуги могут предоставляться на возмездной и безвозмездной основе. В первом случае они оказываются на основании письменного договора, заключенного между гражданином и организацией или ИП. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Беларуси, за исключением тех, кому предоставлен статус беженца, социальные услуги оказываются на возмездной основе.

Четко прописано, что такое трудная жизненная ситуация (ТЖС), поскольку социальные услуги и положены в основном тем, кто в этой ситуации оказался. Напомним, в действующем Законе ТСЖ определяется как ситуация, объективно нарушающая нормальную жизнедеятельность гражданина, которую ему сложно разрешить по причине полной нетрудоспособности, неспособности к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротством, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, одиночеством, стихийными бедствиями и т.п.

Законопроектом предлагается включить в этот перечень и другие причины: безработицу, отсутствие трудоспособных родственников, обязанных содержать такого человека по закону, рождение одновременно 3 и более детей, наличие в семье ребенка с особенностями психофизического развития, в т.ч. ребенка-инвалида, утрату социальных связей за время пребывания в местах заключения и в лечебно-трудовых профилакториях.

В отдельную статью выделены виды социальных услуг, раскрыто их содержание. Их перечень дополнен двумя новыми услугами — ухода за детьми-инвалидами (услуги социальной передышки) и сопровождаемого проживания, которые планируется предоставлять инвалидам и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с законопроектом органы местной власти получат право устанавливать и другие виды социальных услуг с учетом потребности в них в той или иной местности. Думаю, что наделение местных властей такими полномочиями вполне оправданно — появится возможность оперативного решения возникающих проблем.

Практически не изменились требования, предъявляемые к социальному обслуживанию, и государственные минимальные социальные стандарты в этой области.

Проектом значительно расширяются полномочия Минтруда и соцзащиты, которое будет координировать всю деятельность в данной сфере. В частности, предлагается, чтобы это министерство разрабатывало и устанавливало нормативы численности работников учреждений соцобслуживания (151 территориальный центр и 76 домов-интернатов), нормы питания в учреждениях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, и т.д. Минтруда и соцзащиты совместно с Минздравом будут утверждать перечень медицинских показаний и противопоказаний для оказания соцуслуг в соответствующих учреждениях.

ПРЕДУСМАТРИВАЕТСЯ возможность более эффективного использования потенциала некоммерческих организаций, в т.ч. общественных объединений. По словам Елены Диковицкой, многие положительно зарекомендовавшие себя общественные организации вносят свой вклад в решение проблем граждан, оказавшихся в ТЖС. Ими накоплен определенный опыт, на практике отработаны знания и социальные технологии, полученные от зарубежных коллег, сформирована материальная база, имеются обученные специалисты. В качестве примера депутат назвала Белорусскую ассоциацию детей-инвалидов и молодых инвалидов, Красный Крест, Белорусский фонд SOS — детская деревня. Е.Диковицкая считает, что такие общественные объединения важно привлечь в те населенные пункты, где нет госорганизаций социального обслуживания.

В соответствии с законопроектом негосударственным некоммерческим организациям может быть оказана господдержка за счет местных бюджетов в виде субсидий на оказание социальных услуг и реализацию социальных проектов.

Минтруда и соцзащиты работает и над привлечением в сферу социального обслуживания средств зарубежных инвесторов. А как показывает практика, иностранцам комфортнее в этой сфере работать не с государством, а с общественными объединениями. Кстати, сейчас рассматривается предложение одной из канадских компаний (пилотный проект) о строительстве в Беларуси пяти «Домов заботы» для проживания в них пожилых людей и инвалидов.

Если законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы по вопросам социального обслуживания» будет принят парламентом в течение года, как планируется, то предлагаемые новшества должны вступить в силу с января 2013 г.

Анна РАДЮК