Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Туризм
29.04.2016 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Приезжайте к нам по делу

Одним из самых доходных и распространенных направлений мирового туризма являются деловые поездки. Ежегодно их совершается 610 млн., а доходы от них, как ожидается, к 2020 г. вырастут до 2 трлн. USD. Деловой (MICE) туризм приносит организаторам гораздо больше денег, чем путешествия для отдыха и развлечения. Нужно лишь обеспечить необходимый сервис и условия для проведения конференций и переговоров. Индустрия MICE-туризма широко развита во многих странах. Теперь присоединиться к ним собралась и Беларусь.

Одно из главных преимуществ этого вида туризма – отсутствие сезонности, что позволяет обеспечить заполнение отелей в любое время года и приносит им стабильный доход. Неудивительно, что разные страны стараются развивать инфраструктуру для делового туризма, предлагать себя местом проведения деловых встреч и событий. Беларусь пока осторожно делает первые шаги на этом пути.

Добиться успеха здесь можно, лишь заручившись поддержкой СМИ и MICE-агентств, оценивших качество местного гостеприимства. Первый шаг в этом направлении сделан и в Беларуси. Туркомпании, гостиницы и ОАО «Белавиа» организовали ознакомительный тур в Минск для ведущих международных и российских MICE-компаний в середине апреля. Приглашение приняли ATH American Express, IBC Corporate Travel, Continent Express, Аэроклуб тур, Демлинк, Tumlare Corporation A/S, MICELINE, UniFest Travel. Все они имеют огромный опыт проведения крупных мероприятий и широкую сеть филиалов в разных странах, в т.ч. в России. Их сопровождали сотрудники журнала «BusinessTravel» и портала MICE.ru.

В рамках этого тура обсуждались перспективы создания совместных конкурентоспособных продуктов, программы продвижения и взаимодействия для развития делового туризма. В анкетах, заполненных по итогам тура, российские гости отметили, что основным приоритетом для Минска должны быть: креативность, более активная, даже агрессивная кампания по продвижению своего потенциала. Предполагается, что до конца текущего года участники тура смогут провести в Минске 20–30 мероприятий.

Комментируя итоги тура, генеральный директор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов указал, что в MICE-туризме соперниками Минска являются Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Ереван, Баку. Поэтому белорусское предложение должно быть конкурентным по цене.

Опрошенные «ЭГ» специалисты столичных гостиниц рассказали, что доля поступлений от деловых мероприятий уже составляет от 20 до 50% их годовой выручки. Например, руководитель департамента сервиса гостиницы «Европа» Елена Василевская считает, что привлекательность Минска как центра делового туризма многократно возросла. «У нас более 300 корпоративных клиентов, в т.ч. крупные предприятия, ежегодно формирующие свою политику поездок», – отметила Е.Василевская. При этом, чтобы сохранить привлекательность для более широкого круга гостей, приходится учитывать, что в кризис объем бюджетов на эти цели уменьшается.

Отельеры хотели бы видеть больше усилий со стороны государства для развития делового туризма. «Никак в этом направлении не работает Национальное агентство по туризму, – заявила Е.Василевская. – Календарь событий отельерам нужен на 2 года вперед, и не такой, в котором Мингорисполком отчитался, что поставил 500 елок и это – 500 мероприятий».

Конкуренция в деловом туризме уже довольно высока, считает руководитель отдела продаж и маркетинга отеля «Краун Плаза» Марина Алисеенко. «Когда конгрессных площадок в Минске было меньше, то проходило больше событий, и выручка от них была выше. Сейчас конкуренция обострилась: бизнес-центры предлагают площадки для деловых встреч, рестораны. В целом Минск довольно привлекателен, мы часто получаем запросы на организацию деловых мероприятий. Но когда речь идет о российских туристических и ивент-компаниях – организаторах деловых мероприятий, то они предпочитают Сочи, Батуми, т.к. их привлекает стоимость услуг там».

Активными организаторами деловых мероприятий выступают госучреждения, рассказал «ЭГ» руководитель отдела маркетинга гостиницы «Виктория» Владислав Выучейский. Здесь проходил съезд онкологов, заседала Международная электротехническая комиссия. Этот отель деловые туристы выбирают за дополнительные услуги, в т.ч. за наличие СПА-центра. «Бизнес-отели долго отказывались от создания таких центров. Постепенно стало ясно, что они сами по себе – признак «звездности». Отсутствие такого центра сразу снижает рейтинг отеля. Но окупаются такие подразделения, только если помимо гостей обслуживают горожан. Сейчас СПА-центры дают 20–25% доходности отеля», – сообщила управляющий СПА-Эстетик центром отеля «Виктория» Лариса Борисевич.

Когда инфраструктура для делового общения и отдыха уже существует, требуется создание конгресс-бюро – структуры, координирующей весь цикл обслуживания деловых мероприятий, считает экс-директор Национального агентства по туризму Григорий Померанцев. «Деловой туризм требует высокого уровня оказания услуг, взаимодействия всех участников. Здесь не может все решить один отель, исполком, транспортная компания или туроператор. Как в оркестре, нужен дирижер, координация усилий внутри рынка. Нужны мониторинг и анализ событий (конференций, конгрессов, выставок), которые можно было бы привлечь в Беларусь, в Минск».

Например, в мире действуют несколько регулярных международных выставок, продвигающих деловой туризм: во Франкфурте, Барселоне, много их в США. Их участники прекрасно знают друг друга, разбираются в том, где и когда проводятся международные события. Многие города предлагают себя организаторам деловых мероприятий. У нас такие действия происходят разрозненно, где-то проявляет инициативу отель, где-то – исполком или туроператор. Но нужна координация усилий.

В этом направлении в 2014 г. начал двигаться Санкт-Петербург. Его посещают более 6 млн. туристов  в год, но деловых визитов было всего 100 тыс., рассказал «ЭГ» маркетолог Конгрессно-выставочного бюро Денис Самоделов. Целенаправленное продвижение города как центра деловых мероприятий уже почти 2 года координирует конгресс-бюро, которое также работает над продвижением в глобальном рейтинге ICCO, составляемом Международной ассоциацией конгрессов и конференций. По ее критериям, чтобы попасть в «зачет», мероприятие должно привлекать не меньше 50 участников, быть международным и ротируемым. Их Санкт-Петербург в 2014 г. провел 31, что позволило занять 77 место. Минск оказался в числе аутсайдеров: у нас прошло лишь одно событие, отвечающее критериям ICCO.

Конгрессно-выставочное бюро в Беларуси нужно, чтобы делать акцент на бизнес-туризме, полагает руководитель проекта УП «Экспофорум» Александр Дасюкевич. По его мнению, привлекать досуговых туристов в Минск трудно, поскольку у нас многие памятники культуры были разрушены. Зато за счет делового туризма можно развивать сферу гостеприимства, нивелировать сезонность турпотоков. Отсутствие грамотного продвижения и PR по формированию достоверного положительного образа Минска и областных центров для развития въездного туризма, отсутствие должного внимания к участию в международных выставках –  наиболее важные проблемы делового туризма, которые еще предстоит решить.

В развитие рынка вклад вносит и частная инициатива, исходящая от уникальных людей и компаний, которым нужна поддержка. Как на нее реагировать? Государственные структуры не всегда демонстрируют свою заинтересованность в сотрудничестве. Например, французский архитектор Фабьен Белла загорелся идеей издать книгу об архитектуре Минска периода 1920–1960 гг. Она может быть подготовлена в известном издательстве, распространяющем свою продукцию в Лувре, других именитых музеях. Но ни Мингорисполком, ни компания «Белавиа» этим проектом не заинтересовались. Пытаясь исправить ситуацию, гостиница Crowne Plaza Minsk вступила в переговоры с туркомпаниями, предлагая вскладчину профинансировать этот проект.

Справка «ЭГ»

MICE – направление делового туризма, сочетающее в себе четыре составляющих: meetings (корпоративные и бизнес-встречи); incentives (мероприятия, направленные на обучение и поощрение сотрудников, партнеров и клиентов); conferences (проведение и участие в выставках и конференциях); events (организация корпоративных мероприятий).

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений