$

2.1058 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Приемы против лома

24.11.2006

Внесены долгожданные изменения в Инструкцию по вовлечению в хозяйственный оборот и бухгалтерскому учету лома и отходов черных металлов, утв. постановлением Минпрома от 16.09.2004 № 10*, которая благодаря несогласованности мнений двух министерств пожала немалые плоды на ниве штрафных санкций (см. «ЭГ» № 46 за 16.06.2006 г., с. 3 «Против лома нет приема…»).

В чем суть изменений?

Если по порядку, то п. 1 Инструкции приведен в соответствие с принятым позже нормативным правовым актом — Инструкцией о порядке учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утвержденной постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома от 15.06.2006 № 98/12/10 (пришедшей на смену Порядка учета, хранения, использования и реализации черных и цветных металлов, их лома и отходов, утв. постановлением Минэкономики, Минстройархитектуры, Минпрома, Минстата, Белгособъединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов в 1996 г.), а также уточняет, что Инструкция разработана в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции от 25.06.2001 г.

Самые существенные и принципиальные изменения внесены в пункты 2, 3 и 9. Теперь Инструкция четко определяет, что предписанный ею порядок бухучета лома и отходов черных металлов обязателен только для организаций ГО «Белвтормет». Тогда как в части оформления отгрузочных документов Инструкция является обязательной для всех — и для ломосдатчиков, и для потребителей лома и отходов черных металлов.

Кстати, уточнено само понятие «ломосдатчики» — это субъекты предпринимательской деятельности, сдающие образующиеся в процессе их производственной деятельности лом и отходы черных металлов организациям ГО «Белвтормет» или отгружающие по их нарядам.

Также только в организациях ГО «Белвтормет» лом и отходы черных металлов для целей бухучета оцениваются по фактической себестоимости.

В п. 32 Инструкции уточняется порядок бухучета операций по движению лома и отходов черных металлов организациями ГО «Белвтормет». Фактически прибавилась одна бухгалтерская запись: Д-т сч. 45 — К-т сч. 20, которая может составляться в случае, когда оприходование готовой продукции, произведенной из лома и отходов черных металлов, по фактической себестоимости совпадает с ее отгрузкой покупателям на основании оформленных первичных документов.

Однако внесенные в Инструкцию изменения ничем не могут помочь предприятиям-ломосдатчикам, уже оштрафованным за нарушение неисполнимых требований. Хотя, если разобраться, — и штрафовать-то было не за что, ведь невозможно нарушить то, чего нет. В данном случае у пострадавших не было нормативно определенной методики определения и учета фактической себестоимости металлолома, а ведь именно за нарушение этого порядка они подверглись штрафам в размерах, предусмотренных подп. 1.4 Указа от 16.01.2002 № 40. Двусмысленность Инструкции в ее прежней редакции свидетельствует в защиту оштрафованных. Документ доработали, а ущерб у субъектов остался…

К сожалению, остался запрет на свободное обращение и реализацию населению деловых отходов металлов (п.п. 19, 20, 23 Инструкции № 98/12/10). Этой проблеме были посвящены две публикации «ЭГ» — «Новый наряд металлолома» и «Коллизии из стали» (№№ 57 и 72 за 2006 г.). И хотя действующее постановление Совмина от 18.10.1993 № 711 «О мерах по улучшению использования черных и цветных металлов, их лома и отходов» допускает продажу населению отходов металлов через предприятия розничной торговли и фирменные магазины предприятий, противоречащие друг другу нормативные акты как-то до сих пор уживаются в нашем законодательстве.

Вот и получается, что машиностроительные предприятия, дождавшись отмены неисполнимой обязанности определять фактическую себестоимость металлолома, должны решать для себя очередную проблему: или продавать отходы и платить штрафы, или не продавать, но все равно нести убытки…

В данной ситуации можно лишь посетовать на то, что разработчики подобных нормативных актов не несут никакой ответственности за свой продукт.

Елена ПАНОВА, аудитор

* Постановление Министерства промышленности от 10.11.2006 № 20 «О внесении изменений в постановление Министерства промышленности Республики Беларусь от 16 сентября 2004 г. № 10», зарегистрировано в НРПА 20.11.2006 г., рег. № 8/15357.