Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Юридическим лицам
14.11.2017 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прием наличных в объектах потребкооперации на селе

При розничной торговле товарами в торговых объектах системы потребкооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец, есть право приема наличных без применения кассового оборудования.

Как принимать наличные, если кассовый аппарат, установленный в таком торговом объекте, снять с регистрации в ИМНС, можно ли его использовать без средства контроля налоговых органов (далее – СКНО)?

Порядок приема наличных и использования кассового оборудования определен постановлением Сов­мина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» и утвержденным им Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр (далее – Положение № 924/16).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные и (или) банковские платежные карточки (в т.ч. при внесении авансовых платежей, предоплаты, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, если иное не установлено законодательными актами и Положением № 924/16 (п. 3 Положения № 924/16).

В п. 31 Положения № 924/16 указан перечень случаев, когда юридические лица и ИП вправе принимать наличные при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов. В указанный перечень включена розничная торговля товарами в торговых объектах системы потребкооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец (подп. 31.1 п. 31 Положения № 924/16).

При этом порядок приема наличных, предусмотренный в п.п. 32–34 Положения № 924/16, не распространяется на юридических лиц и ИП, зарегистрировавших в ИМНС кассовое оборудование для использования в случаях, перечисленных в п. 31 Положения № 924/16 (п. 36 Положения № 924/16). Кассовое оборудование подлежит снятию с регистрации в ИМНС по заявлению организации (подп. 10.1 п. 10 Инструкции о порядке регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассового оборудования и снятия его с регистрации, утв. постановлением МНС от 5.09.2011 № 44).

Таким образом, в случае подачи организацией в ИМНС заявления о снятии с регистрации кассового оборудования ИМНС в соответствии с подп. 2.24 п. 2 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156, в течение 5 рабочих дней проведет данную процедуру. При этом запрещено использование юридическими лицами и ИП кассового оборудования, не зарегистрированного в ИМНС по месту постановки юридического лица и ИП на учет, за исключением кассового оборудования с установленным СКНО (п. 24 Положения № 924/16).

Как уже упоминалось выше, юридические лица согласно подп. 31.1 п. 31 Положения № 924/16 вправе принимать наличные при продаже товаров без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов в случаях розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребкооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец.

При этом юридические лица, осуществляющие прием наличных (в т.ч. авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг без применения кассового оборудования и платежных терминалов в случаях, предусмотренных в подп. 31.1 п. 31 Положения № 924/16 (если стоимость единицы продаваемого непродовольственного товара составляет либо превышает одну базовую величину), оформляют в соответствии с законодательством каждый факт приема наличных документом с определенной степенью защиты, информация об изготовлении и реализации бланка которого включена в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции (далее – ЭБД) (п. 32 Положения № 924/16). Для этих целей в ЭБД включена и применяется квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, форма которой установлена постановлением Минторга от 23.08.2011 № 34.

Прием наличных при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, указанных в подп. 31.1 п. 31 Положения № 924/16 (за исключением реализации непродовольственных товаров, стоимость единицы которых составляет либо превышает одну базовую величину), осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого юридическими лицами, но не реже чем один раз в 7 дней, общей суммы выручки за рабочий день (смену), иной период, определяемый юридическими лицами, но не реже чем один раз в 7 дней (п. 33 Положения № 924/16). В МНС обращают внимание, что порядок приема наличных, предусмотренный в ч. 1 п. 33 Положения № 924/16, не освобождает продавца от выдачи по требованию покупателя (потребителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара, выполнения работы, оказания услуги.

Таким образом, как разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, в случае снятия с регистрации в ИМНС кассового оборудования либо без установки в него СКНО использовать его нельзя. При этом принимать наличные надо в соответствии с указанным выше порядком.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений