Прием наличных и безналичных и розничная торговля через интернет-магазин
Ситуация 1. Организация осуществляет розничную торговлю товарами, в т.ч. через интернет-магазин по образцам, с доставкой товара покупателям – физическим лицам курьером или почтой. Какие сопроводительные документы надо оформлять на доставку товара покупателям?
Ответ на вопрос подготовлен на основании разъяснения, полученного в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, в котором говорится следующее.
В соответствии с подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:
– подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей (ТМЦ), – в местах хранения этих ТМЦ и при их транспортировке;
– подтверждающих приобретение ТМЦ при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации.
Перечень форм первичных учетных документов, обязательных к применению и утверждаемых уполномоченными госорганами, установлен постановлением Совмина от 24.03.2011 № 360. К ним относятся товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2), формы которых и Инструкция по их заполнению утверждены постановлением Минфина от 18.12.2008 № 192 (далее – Инструкция № 192). Накладные формы ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и ИП и являются основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. При этом ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
Пунктами 22 и 23 Инструкции № 192 определено, что ТН-2 оформляется грузоотправителем в двух экземплярах: первый – передается лицу, принявшему товар к доставке, и является основанием для оприходования товара у грузополучателя, второй – у грузоотправителя и является основанием для списания товара с учета.
Согласно п. 11 ст. 7 Закона от 9.01.2002 № 90-3 «О защите прав потребителей» при реализации потребителю товара продавец обязан выдать ему кассовый (товарный) чек либо иной документ, подтверждающий оплату товара. Оформление товаросопроводительных документов при реализации товаров покупателям – физическим лицам в розничной торговле законодательством не предусмотрено. Вместе с тем оформление ТН-2 нужно организации в целях учета для подтверждения отпуска товара при реализации, а также для передачи лицу, принявшему товар к доставке.
При этом в случае одновременной доставки товара курьером нескольким покупателям – физическим лицам, приобретающим такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, и расположенным по разным адресам в пределах одного населенного пункта, может оформляться одна ТН-2 на весь одновременно доставляемый товар в пределах одного населенного пункта. Следовательно, при доставке товаров по почте может оформляться одна ТН-2 на все одновременно передаваемые в РУП «Белпочта» товары для доставки покупателям – физическим лицам.
Ситуация 2. Организация занимается перевозкой реализуемых по образцам без (вне) торгового объекта товаров. Как оформлять накладные?
Как разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, порядок осуществления розничной торговли по образцам регулируется нормами постановления Совмина от 15.01.2009 № 31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам» (далее – Правила № 31). В соответствии с ч. 2 п. 15 Правил № 31 оплата товаров и услуг при торговле по образцам, в т.ч. без (вне) торгового объекта, осуществляется в форме наличного или безналичного расчета в установленном порядке.
Порядок приема наличных и банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов при продаже товаров определен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утв. постановлением Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16, постановление № 924/16). При этом нормы Положения № 924/16 не распространяются на случаи, когда оплата покупателем производится путем внесения наличных денежных средств на расчетный счет продавца через отделение банка.
На основании требований подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК организации и ИП обязаны обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными госорганами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, в т.ч. при их транспортировке. В настоящее время такими документами являются первичные учетные документы, формы которых и их заполнение регулируются Инструкцией № 192.
В соответствии с нормами Инструкции № 192 товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, для расчетов за перевозку товаров и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом от 14.08.2007 № 278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон № 278-3). Товарная накладная используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
Отношения, возникающие при организации и выполнении автоперевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками, регулируются нормами Закона № 278-3.
При этом Законом № 278-3 не регулируются отношения, связанные с грузоперевозками, производимыми для собственных нужд. Согласно ст. 1 Закона № 278-3 автомобильной перевозкой для собственных нужд является автоперевозка, которая носит вспомогательный характер по отношению к основным видам деятельности юридического лица или ИП и выполняется ими для перемещения своих работников или грузов, принадлежащих им на праве собственности или на иных законных основаниях, транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности или на иных законных основаниях, при условии, что транспортными средствами управляют работники этих юридического лица или ИП либо сам ИП.
Исходя из ст. 40 Закона № 278-3 и п. 99 Правил автомобильных перевозок грузов, утв. постановлением Совмина от 30.06.2008 № 970, грузоперевозки товарного характера сопровождаются выпиской товарно-транспортных накладных, являющихся основанием для расчетов за автоперевозку.
Таким образом, перевозка реализуемых по образцам без (вне) торгового объекта товаров, не являющаяся в соответствии с нормами Закона № 278-3 автоперевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарно-транспортной накладной, а перевозка товаров, являющаяся автоперевозкой для собственных нужд, – с оформлением товарной накладной.
Ситуация 3. Торговая организация планирует нанять нескольких работников и заниматься интернет-торговлей по образцам. Должны ли быть у каждого работника при доставке товара и проведении расчета с покупателем кассовое оборудование и платежный терминал? Какие документы вправе требовать у организации сотрудники налоговых органов?
Как разъяснили в главном управлении контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров МНС, установка и использование платежных терминалов регулируются нормами постановления Совмина и Нацбанка от 6.07.2011 № 924/16 и Положения № 924/16. Подпунктом 2.8.2 п. 2 постановления № 924/16 определено, что юридические лица и ИП с 1.01.2016 г. обязаны установить и использовать платежные терминалы, обеспечивающие в т.ч. прием к оплате банковских платежных карточек международных платежных систем Visa и MasterCard, внутренней платежной системы «БЕЛКАРТ», эмиссию которых осуществляют банки РБ, в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности в соответствии с п.п. 16–18 приложения 1 к постановлению № 924/16, содержащему перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и ИП обязаны установить и использовать платежные терминалы (далее – Перечень). В Перечень включена (п. 18) розничная торговля по образцам без (вне) торговых объектов (за исключением розничной торговли, при осуществлении которой оплата товаров производится только в безналичной форме). При этом на основании подп. 2.81 п. 2 постановления № 924/16 количество используемых в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 1 к постановлению № 924/16 платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования.
Исходя из п. 3 Положения № 924/16 юридические лица и ИП при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг принимают наличные и (или) банковские платежные карточки с применением кассового оборудования, модели (модификации) которого включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов.
Пунктом 17 Положения № 924/16 определено, что кассир обязан проводить суммы принятых наличных и (или) денежных средств при осуществлении расчетов в безналичной форме посредством использования банковских платежных карточек с применением платежных терминалов через кассовое оборудование. В подтверждение принятия указанных сумм кассир обязан выдать покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Таким образом, при осуществлении розничной торговли по образцам при доставке товара и проведении расчета с покупателем продавец обязан обеспечить наличие и кассового оборудования, и платежного терминала.
На основании подп. 1.12 п. 1 ст. 22 НК организации и ИП обязаны обеспечивать наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными госорганами, подтверждающих приобретение (поступление) ТМЦ, в т.ч. при их транспортировке. Такими документами являются первичные учетные документы, формы которых утверждены постановлением Инструкции № 192. В соответствии с Инструкцией № 192 товарно-транспортная накладная (ТТН-1) и товарная накладная (ТН-2) применяются юридическими лицами всех форм собственности и ИП и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. При этом товарная накладная (ТН-2) используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
Следовательно, в рассматриваемой в вопросе ситуации документы, подтверждающие приобретение (поступление) товаров, являются основанием для учета и находятся у организации.
Законодательством установлено, что товарно-транспортная накладная ТТН-1 является транспортным документом, оформляется для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера (ст. 40 Закона № 278-3, ч. 2 п. 2 Инструкции № 192).
Оформление накладных при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин урегулировано совместным письмом МНС, Минфина и Минторга от 10.10.2011 № 8-2-7/447/15-1-6/610/12-01-33/656к «О порядке оформления накладных при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин». Согласно этому разъяснению перевозка реализуемых посредством интернет-магазина товаров, не являющаяся в соответствии с нормами Закона № 278-3 автомобильной перевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарно-транспортной накладной, которая является основанием для списания товаров со склада и учета их движения во время перемещения.
Перевозка товаров, в силу норм Закона № 278-3 являющаяся автоперевозкой для собственных нужд, осуществляется с оформлением товарной накладной. При одновременной доставке товаров нескольким покупателям – физическим лицам, приобретающим такие товары для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, расположенным по разным адресам в пределах одного населенного пункта, с использованием одного автотранспортного средства (как непосредственно организацией (ИП) – продавцом интернет-магазина, так и привлеченным им перевозчиком) может оформляться одна товарно-транспортная накладная либо товарная накладная на весь одновременно перевозимый в пределах одного населенного пункта для реализации (доставки) товар. При доставке товаров с оформлением товарно-транспортной накладной (форма ТТН-1) в строке «Пункт разгрузки» в качестве адреса может указываться только наименование населенного пункта (например, г. Минск, г. Червень, г.п. Вороново и т.п.) без указания точного адреса (месторасположения). В случае одновременной доставки товара в разные населенные пункты (к примеру, с использованием одного автотранспортного средства осуществляется одновременная доставка товара в г. Минск, п. Сокол и п. Ждановичи) организацией (ИП) – продавцом интернет-магазина оформляются отдельные накладные в адрес каждого населенного пункта. В строке «Грузополучатель» следует указывать наименование и адрес организации (фамилию, инициалы, адрес места жительства ИП), осуществляющей перевозку (доставку).
При этом документы, подтверждающие приобретение (поступление) товаров (их копии), при необходимости могут быть истребованы у организации налоговым органом на основании п.п. 4 и 88 Положения о порядке организации и проведения проверок, утв. Указом Президента от 16.10.2009 № 510.
Отдел налогообложения «ЭГ»