Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №68(2762) от 10.09.2024 Смотреть архивы


USD:
3.1821
EUR:
3.5126
RUB:
3.5184
BTC:
57,641.00 $
Золото:
255.74
Серебро:
2.88
Платина:
96.58
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Причины правовых новаций в сфере торговли

Фото: dompressy.by

Летом этого года вступили в силу изменения в Закон от 08.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания». Представители Министерства антимонопольного регулирования и торговли и Мингорисполкома на пресс-конференции рассказали о том, почему возникла необходимость законодательных новаций.

Новые правила для офлайн-торговли

Согласно внесенным изменениям в целях упрощения процедуры открытия бизнеса исключена обязанность субъектов хозяйствования направлять в местные органы власти уведомления о начале осуществления розничной и оптовой торговли либо общественного питания.

Кроме того, организациям не придется согласовывать ночной режим работы с местными органами власти в том случае, если субъекты торговли и общественного питания не занимаются реализацией пива, слабоалкогольных и алкогольных напитков.

Вступивший в силу Закон также предусматривает запрет на возврат производителю продовольственных товаров со сроком годности до 30 дней.

Данная мера направлена на то, чтобы сократить вероятность образования в розничной торговле товаров с истекающими, а также истекшими сроками годности, пояснила на пресс-конференции заместитель начальника управления организации торговли и общественного питания МАРТ Ирина Шпак.

Во вступившем в силу 11 июля 2024 г. Законе также закреплены нормы, касающиеся перечня товаров, обязательных к наличию для реализации в торговом объекте. Наличие такого перечня является обязательным для включения субъекта розничной торговли в Торговый реестр, что дает право организации приступить к своей деятельности.

В Законе сказано, что субъект розничной торговли должен обеспечить наличие в продаже товаров из упомянутого перечня, «за исключением случаев, когда отсутствие товаров вызвано нарушением поставщиком» условий соответствующего договора.

Заместитель начальника главного управления торговли и услуг Мингор­исполкома Ирина Маслакова, отвечая на вопросы «ЭГ», отметила, что иногда в организациях торговли фиксируются факты несоблюдения перечней товаров, обязательных к наличию.

Причем в ряде случаев нарушение сводится к тому, что в торговом объеме представлено недостаточно продукции, которая должна быть согласно обязательному перечню.

«Одна из возможных причин этого – сбой в поставках, поэтому действующая редакция Закона и предусматривает тот факт, что если недопоставка продукции происходит по вине поставщика, то такие факты не будут рассматриваться как нарушение субъекта торговли», – пояснила И. Маслакова.

Онлайн-торговлю регулируют и отрегулируют

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли видят растущий интерес малого и среднего бизнеса к работе на маркетплейсах. Учитывая это, а также востребованность новых форматов торговли среди потребителей, было принято решение расширить сферу регулирования e-commerce.

Если ранее регулирование распространялось на интернет-магазины, то сейчас оно касается и других ресурсов, которые занимаются онлайн-торговлей «с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет».

Поскольку деятельность последних законодательством не регулировалась, на сайтах интернет-площадок не всегда была размещена информация, кто их владелец, кто занимается продажей товаров (поставщики или владелец интернет-площадки), и было затруднительно найти контактные данные.

«Соответственно, все это вызывало дополнительные вопросы, связанные с защитой прав потребителей – к кому обращаться, каким образом обратиться, кто за что отвечает», – рассказала И. Шпак, отвечая на вопросы «ЭГ» о причинах законодательных новаций в сфере интернет-торговли.

В июле 2024 г. правительство утвердило в новой редакции Правила продажи товаров при осуществлении дистанционной торговли, в которых определены обязанности для всех субъектов онлайн-торговли по раскрытию информации о себе, продавцах, изготовителях, а также подробные сведения о продаваемых товарах.

Владельцы интернет-площадок теперь обязаны разработать и разместить на своих ресурсах правила оказания услуг потребителям. В них в т.ч. должны быть распределены обязанности и ответственность между владельцем интернет-площадки и продавцами, которые на ней реализуют товары.

В течение ближайшего года интернет-площадки также должны обеспечить техническую возможность подачи потребителями своих обращений о нарушении прав.

«Практика показала, что чем крупнее интернет-площадка, тем труднее потребителям с ней взаимо­действовать, т.е. зачастую нет обратной связи, и возникают вопросы с возвратом денежных средств, товаров. Поэтому эти моменты сподвигли нас на внесение изменений в законодательство», – рассказала Ирина Шпак.

При этом она обратила внимание, что, по мнению МАРТ, интернет-площадки становятся перспективным каналом не только для реализации белорусских товаров на внутреннем рынке, но и для роста экспортных продаж. 

«Для экспорта белорусских товаров это очень хороший инструмент», – подчеркнула И. Шпак.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by