Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Прицепы впускать, но не выпускать

Что же все-таки конфисковали у перевозчиков: транспортные средства или товар?
Что же все-таки конфисковали у перевозчиков: транспортные средства или товар?

Угроза отлучения от процедуры МДП (международные дорожные перевозки с соблюдением требований Таможенной конвенции 1975г.) уже нависала над нашей республикой по разным поводам. В том числе и в этом году -- в связи с недовольством россиян частыми конфискациями их грузов белорусской таможней.

Впрочем, для белорусских субъектов ВЭД конфискация тоже не в редкость, хотя она не всегда следствие их явной вины перед законом. Анализ одного прошлогоднего конфликта, точнее, связанных с ним законодательства и судебной практики, свидетельствует о том, что товары, грузы и транспорт отбираются еще и потому, что несовершенное наше таможенное законодательство разные госорганы толкуют и применяют по-разному.

Напомню: весной 2003г. на западной границе Беларуси были задержаны, а затем и конфискованы в доход государства иностранные прицепы и полуприцепы стоимостью более 1 млрд. рублей, используемые белорусскими перевозчиками для международных перевозок (как правило, по процедуре МДП) на основании краткосрочных договоров аренды (безвозмездного пользования). К административной ответственности за нарушение порядка таможенного оформления транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, было привлечено 37 субъектов хозяйствования. Апелляции, поданные в областные и Верховный суды на решения судов первой инстанции, остались без удовлетворения.

ПО МНЕНИЮ ГТК РБ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Беларуси, должны пройти процедуру таможенного оформления, сопровождающуюся выдачей разрешения на совершение с этими товарами действий, определенных тем или иным таможенным режимом (ст.ст.126 и 168 ТК). Порядок помещения товаров под режим временного ввоза определен постановлением ГТК РБ от 8.04.2002г. N 22. Помещение товара под данный режим подтверждается предъявлением разрешения-обязательства, выдаваемого в соответствии с процедурой, установленной вышеназванным постановлением. Поскольку такого документа при пересечении таможенной границы перевозчики не предъявляли, то по каждому выявленному факту "недекларирования транспортных средств" были составлены протоколы об административном таможенном правонарушении, впоследствии направленные в суд. Факт применения постановления N 22, которое распространяет свое действие на товары и к транспортным средствам, ГТК объясняет тем, что в случае ввоза транспортных средств, осуществляющих международные перевозки на основании договоров аренды (безвозмездного пользования), таковые могут восприниматься только как товар, поскольку являются объектом имущественной сделки.

В этой связи Комитет направил в таможни инструктивные письма (в т.ч., письмо от 2003-03-28г. N 858-ОД), в которых предписывал начальникам таможен усилить контроль за оформлением прицепов и полуприцепов, принадлежащих иностранному собственнику и ввозимых белорусскими перевозчиками для осуществления международных перевозок грузов на основании краткосрочных (до 3-х месяцев) договоров пользования. "Усиление контроля" должно было выражаться в требовании предъявления перевозчиками копий разрешений-обязательств, согласно постановлению N 22. На основании этих писем таможенные органы и начали задерживать транспорт.

СУЩЕСТВУЕТ еще одна точка зрения, которой придерживается Министерство транспорта и коммуникаций и некоторые другие государственные органы, заставляющая совершенно иначе взглянуть на ситуацию.

Понятия "товары" и "транспортные средства" достаточно четко разграничены ст.18 Таможенного кодекса. Так, п.1 этой статьи к товарам относит любое движимое имущество, в т.ч. транспортные средства, за исключением тех, что указаны в п.4 названной статьи. Данное исключение содержит определение термина "транспортные средства", к которым кодексом отнесены любые средства, предназначенные для международных перевозок пассажиров и товаров. Таким образом, употребление термина "транспортные средства" возможно только в значении "не товары", что делает недопустимым распространение на них действия постановления ГТК N 22.

Нельзя не упомянуть и Указ Президента от 2.09.1998г. N 429 "О некоторых вопросах таможенного регулирования", распространивший действие положений ТК о таможенных режимах временного ввоза (вывоза) и транзита на транспортные средства, осуществляющие международные перевозки пассажиров и грузов. Приведенная в нем формулировка допускает возможность его неоднозначного толкования и применения. Если понимать данную норму Указа как обязывающую производить таможенное оформление транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, по общей процедуре, установленной постановлением ГТК N 22, это будет фактически означать отказ от процедуры МДП, по которой перевозились товары и которой предусмотрено упрощение таможенных процедур и оформления как самих товаров, так и транспортных средств.

Иными словами, уже в самом законодательстве заложена норма, неверное прочтение и недальновидное применение которой может и без окриков и инициативы извне поставить республику вне Таможенной конвенции 1975г. А это чревато для нас полной утратой своих позиций на международном рынке транспортных услуг (в общем объеме экспортируемых республикой услуг транспортные занимают почти 60%), потерей около 0,5 млрд.USD в год и грозит разорением многим ныне стабильно работающим перевозчикам.

НО ВЕРНЕМСЯ к анализу законодательства. Статьей 15 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975г. установлено, что при временном ввозе дорожного транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера, используемого для перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП, не требуется специального таможенного документа, также как и каких-либо гарантий в отношении таких транспортных средств. Тот факт, что в данной ситуации сама книжка МДП является документом, при помощи которого производится таможенное оформление как груза, так и самого транспортного средства подтверждается, кстати, и актами ГТК РБ. Среди них -- приказы от 16.06.1995г. N 163-ОД и от 8.07.1998г. N 245-ОД, а также Временное положение о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между российскими и белорусскими таможенными органами, введенное в действие приказом от 15.08.1995г. N 233-ОД.

Такой способ таможенного оформления обусловлен международной практикой, которая нашла свое отражение в приложении J Международной конвенции по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления (Киотская конвенция). Ею установлено, что при временном ввозе транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров, которые должным образом зарегистрированы за рубежом, не требуется обеспечение уплаты таможенных платежей и предъявление специальных документов, т.к. оформление таких транспортных средств производится в соответствии со ст.15 Конвенции МДП.

Учитывая стремление Беларуси и России к унификации законодательства не лишне напомнить и о постановлении правительства РФ от 5.07.2001г. N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств", в котором сказано, что таможенное оформление данной категории транспортных средств производится в упрощенном порядке, таможенные органы принимают в качестве декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта.

В этой связи нормы Указа, очевидно, должны восприниматься как распространяющие действие режимов временного ввоза и транзита только на те транспортные средства, которые не используются для перевозок по процедуре МДП. При этом, такое распространение еще не означает, что транспортные средства являются для целей таможенного регулирования товарами. Фактически приравнивать правовой статус транспортных средств к товарам можно было бы только через соответствующие нормативные правовые акты. А их до лета, т.е. до принятия постановления ГТК РБ от 2.06.2003г. N 47 "Об особенностях таможенного оформления в таможенном режиме временного ввоза отдельных товаров и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Государственного таможенного Комитета Республики Беларусь", не существовало.

Что касается упоминавшихся ранее писем ГТК, то таковые, являясь нормативными по содержанию, должны были и оформляться как нормативные правовые акты и применяться только после проведения обязательной юридической экспертизы в Минюсте и включения в НРПА. А поскольку этого не произошло -- ни о каком их применении не может идти речи.

ТЕПЕРЬ о правосудии. Возьмем, к примеру, рассмотрение судом Московского района Бреста административного материала, поступившего в отношении гр-на О. -- должностного лица ЧУТП "М", ответственного за таможенное оформление.

Как следует из материалов дела, 2.04.2003г. при пересечении таможенной границы были задержаны два полуприцепа, ввезенные 2003-03-28г. в республику предприятием-грузоперевозчиком ЧУТП "М" на основании договора аренды, заключенного на срок до 3 месяцев. Мотив -- не произведено их таможенное оформление. Таможня усмотрела в действиях перевозчика правонарушение, предусмотренное частью первой ст.193-9 КоАП, которое влечет ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, т.к. на данные транспортные средства отсутствовали документы, подтверждающие их таможенное оформление в режиме временного ввоза. В связи с этим в отношении О. был составлен протокол, а полуприцепы изъяты как непосредственные объекты административного таможенного правонарушения.

О. посчитал это незаконным. Ведь при ввозе полуприцепов в республику должностные лица таможни не требовали декларацию на временный ввоз. Их вполне устроили предъявленные книжки МДП, в которых были указаны сведения о полуприцепах. Следовательно, эти сведения признаны достаточными, чтобы разрешить ввоз транспортных средств без декларации-обязательства. Почему же при их вывозе выдвинуты иные требования? Кроме того О. логично настаивал на том, что действие постановления ГТК N 22 не может распространяться на полуприцепы, занятые в международных перевозках грузов, о чем уже говорилось выше.

Суд, однако, несмотря на всю неоднозначность применения норм законодательства, принял сторону ГТК и вынес решение о конфискации полуприцепов.

Аналогично поступили практически все суды первой инстанции (исключение составили только 2 решения, впоследствии отмененные вышестоящей инстанцией).

ЕСТЬ, однако, еще одно "но". В случае, если транспортное средство следует через нашу страну в Россию, то, по мнению таможенных органов, необходимо заявлять режим временного ввоза, а не транзит. На взгляд автора, это утверждение весьма спорное. Действительно, в соответствии со ст.35 ТК, режим транзита предполагает перемещение товаров под таможенным контролем между двумя таможенными органами Беларуси. Но отсутствие второго таможенного органа, который должен подтвердить вывоз товара, еще не означает необходимость заявления временного ввоза. Отмена таможенного контроля и оформления товаров, перемещаемых через белорусско-российскую границу, и упразднение приграничных ПТО произошли в связи с созданием единого таможенного пространства двух стран. Поэтому в качестве органа, подтверждающего вывоз товара, должна выступать российская таможня. Да и наличие транзита между нашими странами подтверждается вышеупомянутым Временным положением, которым предусмотрен достаточно четкий механизм обмена сведениями о перемещаемых между белорусскими и российскими таможенными органами товарах с целью подтверждения того, что оные покинули территорию соответствующего государства.

В заключение -- о последствиях конфликта. Противостояние участвующих в нем сторон -- Минтранса и ГТК -- послужило причиной пересмотра многих актов, регулирующих правоотношения, связанные с временным ввозом. Но результаты произошедших в законодательстве изменений нельзя назвать удовлетворительными с точки зрения оптимизации условий осуществления международных перевозок.

Так, отмена постановления Совмина от 29.09.1997г. N 1280 "Об освобождении временно ввозимых товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами" привела к тому, что полное освобождение при временном ввозе не предоставлялось с 26 мая 2003г. Проект указа, которым предполагается предусмотреть случаи полного освобождения при временном ввозе, до сих пор не принят. В то же время, учитывая последнюю редакцию проекта, вопросы, касающиеся транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, вероятнее всего будут урегулированы следующим образом. Освобождение от таможенных пошлин, акцизов и НДС предполагается предоставить в случае временного ввоза:

нерезидентами РБ -- транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и осуществляющих международные перевозки пассажиров и товаров, а также входящих в обычную комплектацию этих транспортных средств запасных частей, принадлежностей и иного транспортного оборудования;

резидентами Республики Беларусь -- прицепов и полуприцепов, зарегистрированных в иностранных государствах и используемых исключительно для международных перевозок товаров, на срок, не превышающий 30 дней с момента их ввоза на таможенную территорию Беларуси.

Указ предполагается ввести в действие с момента признания утратившим силу постановления N 1280.

И, наконец, главная новелла законодательства по рассматриваемому вопросу -- постановление ГТК от 2.06.2003г. N 47, содержащее упрощенный порядок таможенного оформления иностранных прицепов, а также впервые признающее товарами автобусы, прицепы и полуприцепы, осуществляющие международные перевозки. Пунктом 4 данного постановления установлена обязательность помещения прицепов и полуприцепов, груженных товарами, под процедуру перевозки товаров под таможенным контролем. И хотя данное требование не распространяется на транспортные средства, перемещающие товары по процедуре МДП, после завершения перевозки товара по этой процедуре и его разгрузки в пункте назначения на территории Беларуси прицепы и полуприцепы должны помещаться под режим временного ввоза в порядке, предусмотренном данным постановлением.

Что же касается перевозчиков, то в результате вышеописанных событий многим из них причинен огромный ущерб, а значит и транспортной отрасли в целом. Штраф плюс конфискация транспортных средств, плюс необходимость погасить таможенную задолженность и задолженность по процентам, возникшую с момента ввоза транспортных средств на территорию республики без заявления режима временного ввоза. Кроме того, некоторые иностранные компании -- собственники конфискованных транспортных средств предъявили регрессные иски в адрес белорусских перевозчиков, чтобы возместить ущерб, причиненный конфискацией.

Как видим, этот спор не выявил победителя. Проиграла же вся республика. Ведь в результате этого конфликта (не говоря уже о других) и стремительно меняющегося в этой связи законодательства о временном ввозе, одна из самых перспективных и прибыльных отраслей белорусской экономики -- международные перевозки -- уже потеряла свою привлекательность для многих иностранных заказчиков.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений