$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Прибыль поневоле

24.05.2011

Отечественные международные грузоперевозчики вышли на докризисные объемы работы и смогли превысить прежние показатели рентабельности. Последнее однако было достигнуто не только благодаря оптимизации бизнеса, но и из-за низких расходов на обновление подвижного состава. Подобная экономия грозит обернуться потерями уже в недалеком будущем, т.к. стареющая техника теряет свою конкурентоспособность, а дорожные сборы за ее движение по европейским дорогам растут.

По результатам 2010 г. рентабельность работы международных автомобильных грузоперевозчиков в целом по стране составила 8,5%, притом что в докризисном 2008 г. она не доходила и до 2%, сообщил в ходе недавней пресс-конференции председатель ассоциации БАМАП Николай Боровой. Превышен прежний физический объем перевозок, выросли и валютные поступления — в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 39,5%, до 617,3 млн. USD. Правда, не удалось восстановить автопарк, сократившийся на фоне кризиса примерно на 10%. Получается, что сейчас возросший объем грузов перевозится меньшим количеством транспорта, что и вызвало рост экономической эффективности.

Однако самих перевозчиков, похоже, не особо радует улучшение финансовой статистики, достигнутое за счет экономии на приобретении подвижного состава. Такая ситуация способна здорово подорвать конкурентоспособность на международном рынке услуг уже в краткосрочной перспективе. Да и нынешнюю экономию начинают съедать растущие дорожные сборы за движение устаревших автомобилей по европейским дорогам. К примеру, в Германии для автомобилей Eвро-3 они на 20–25% выше, чем для Евро-5. Требования к экологичности этим летом повышает и Польша.

Между тем в автопарке белорусских международных перевозчиков доля машин возрастом от 1 до 3 лет не превышает 12%, а должна быть, по оценке специалистов, хотя бы 40%. Ежегодно надо обновлять порядка 1,5 тыс. единиц техники. При этом, по словам Н.Борового, нынешней прибыли перевозчиков хватает на покупку лишь сотни машин. Более того, «в текущем году мы вынуждены приостановить многие контракты, которые связаны с обновлением подвижного состава», — заявил глава ассоциации.

Напомним, республика поставила перед собой амбициозную задачу — как минимум удвоить объемы международных грузоперевозок. Однако не так просто потеснить западных конкурентов, если их автопарк значительно превышает наш. В распоряжении белорусских автоперевозчиков сейчас около 12 тыс. единиц техники, у литовских — 18 тыс., а у польских — более 100 тыс.

Члены БАМАП нуждаются в новых, прежде всего импортных тягачах. Использование МАЗов на дорогах Западной Европы затрудняется из-за отсутствия развитой сервисной сети белорусского производителя в ЕС. Более благосклонны перевозчики к отечественной прицепной технике, но и она, по их словам, в последнее время здорово подросла в цене, сравнявшись с западными аналогами. Разумеется, приобретение импортных машин требует наличия валюты как у транспортных компаний, так и у их кредиторов. Поэтому пертурбации валютного рынка стали еще одним барьером на пути обновления подвижного состава.

Проблему несколько смягчает льготный режим обязательной продажи валютной выручки, установленный для международных перевозчиков. Базой для определения 30-процентной обязательной продажи является валютная выручка за вычетом расходной части компании. Однако даже такая преференция не спасает некоторых транспортников от валютного голода, что грозит полной остановкой их бизнеса, поскольку отправить машину в рейс без оплаты некоторых услуг валютой невозможно.

Волнуют перевозчиков и продолжительные простои на границе, из-за которых впустую теряется до 2/3 рабочего времени. По оценкам членов БАМАП, только за счет ускорения таможенных процедур и увеличения оборачиваемости автомобилей отрасль могла бы удвоить свою выручку, даже не расширяя автопарка!

Еще одной проблемой является дефицит водителей-международников, который оценивается примерно в 1,5 тыс. человек. Наиболее сложная ситуация сложилась в Гомельской, Брестской и Гродненской областях. Многие в поисках более высокого заработка переходят работать в иностранные транспортные компании. Платить водителям больше в Беларуси мешают ограничения по суточным.

В остальном, по словам перевозчиков, в стране созданы достаточно благоприятные условия для их бизнеса. Удовлетворяет налоговая нагрузка, есть контакт с местными властями в части реализации инвестиционных проектов. Правда, настораживают некоторые инициативы чиновников, в частности, идея создания в стране единой биржи транспортных услуг. Перевозчики за развитие информационных ресурсов, которые информировали бы потенциальных потребителей, но против появления площадки, подразумевающей обязательное заключение на ее базе договоров. Нигде в мире нет таких структур и не надо изобретать велосипед.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях