$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

ПРИБЛИЖЕНИЕ К УДАЛЕНИЮ

30.09.2011

Секретариатом Комиссии Таможенного союза (КТС) подготовлен проект поправок к Таможенному кодексу ТС (ТК ТС). Документ разработан c целью приведения кодекса в соответствие с Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция), введения равноправного декларирования товаров вне зависимости от места регистрации декларанта, реализации соглашения об информационном взаимодействии таможенных служб ТС с учетом сложившейся практики.

 

В рамках унификации ТК ТС с Киотской конвенцией предполагается ввести понятие «таможенная очистка товаров», под которой понимается «совершение таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру» (выпуск для внутреннего потребления, экспорта и реэкспорта, импорта и реимпорта, переработки на и вне таможенной территории, временного ввоза и вывоза, уничтожения и отказа в пользу государства). Предполагается, что очистка будет проводиться «независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров» в любом «таможенном органе, уполномоченном регистрировать таможенные декларации». Поправки в ст. 175 ТК ТС вводят положение об «удаленной таможенной очистке», при которой декларация может быть подана в одном таможенном органе ТС, а товары для выпуска предъявлены в любом другом на территории союза. Эта новация будет полезна участникам внешнеторговой деятельности, однако потребует модернизации информационных сетей и оборудования таможенных органов стран ТС.

 

Поскольку Генеральное соглашение по тарифам и торговле ВТО (ГАТТ) требует «сокращения до минимума размеров и сложности таможенных формальностей», в ТК ТС будет уточнено определение самих таможенных процедур. В новой редакции главы 4 ТК ТС регламентируется создание механизмов «единого окна» и информационно-коммуникационного объединения таможенных органов. Это означает, что взаимодействие таможенных органов по аналогии с нормами, принятыми в Евросоюзе, будет основано на механизме согласованного доступа к интегрированной информационной системе внешней и взаимной торговли ТС.

 

Кроме того, предлагается ввести сроки обязательного предварительного уведомления таможенных органов о перемещении товаров через таможенную границу ТС. Они будут составлять от суток до 1 часа до прибытия в пункт пропуска через границу стран ТС. Аналогичная норма с недавних пор действует и в Евросоюзе. При этом полномочия по изменению сроков такого уведомления закреплены за Комиссией ТС.

 

Предполагается также ввести институт «операторов обеспечения безопасности цепи поставок товаров», который призван упростить и повысить надежность прохождения грузами границ ТС. Функции по ведению реестра таких операторов предложено возложить на КТС. В ведении национальных таможенных органов будет находиться система управления рисками несоблюдения требований таможенного законодательства.

 

Аналитики отмечают, что в предложенном проекте очевидно стремление КТС забрать у национальных таможенных органов и закрепить за собой весьма обширные полномочия. Так, если документ будет принят в нынешнем виде, комиссия будет определять порядок упрощенного обжалования решений таможенных органов, доступа таможенных служб к информационным системам, области снижения рисков, требования к оборудованию таможенных постов и порядок проведения «удаленной таможенной очистки». При этом согласно новой редакции ст. 3 решения КТС в области таможенного регулирования подлежат непосредственному применению в государствах — членах ТС и имеют юридическую силу актов прямого действия.