Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

При товарном изобилии госрегулирование излишне

Наталия Гайдученко -- экономист с опытом и со стажем. Считай, всю жизнь проработала в экономической службе широко известного СП ЗАО "Милавица", а последние десять лет возглавляет ее. Мы попросили Наталию Петровну ответить на вопрос: разумно ли включать такие предприятия, как "Милавица", в Госреестр хозяйственных субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ?
Наталия Гайдученко -- экономист с опытом и со стажем. Считай, всю жизнь проработала в экономической службе широко известного СП ЗАО "Милавица", а последние десять лет возглавляет ее. Мы попросили Наталию Петровну ответить на вопрос: разумно ли включать такие предприятия, как "Милавица", в Госреестр хозяйственных субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ?

-- Уверена, что ни один производитель потребительских товаров не станет специально, без причины поднимать на них цену, особенно если товары не продаются. И в то же время, если они успешно реализуются, почему цены должны быть низкими? Тем более когда покупателю предлагается продукция различных ценовых категорий? А у "Милавицы" сегодня есть изделия очень дешевые, есть средней ценовой группы, но есть и эксклюзивные. Человек вправе выбирать, и говорить о каком-то регулировании цены на потребительский товар, по сути, неверно.

В прошлом году СП произвело и реализовало на отечественном и зарубежных рынках -- а его торговыми партнерами являются компании более 20 стран -- почти 10 млн. штук корсетных изделий на сумму 42 тыс. USD. Рентабельность продаж составила 17%. В нынешнем году объем выпуска и продаж планируем прирастить еще на 1 млн. штук изделий: и в России, где мы реализуем до 60% продукции, и в Беларуси наблюдается устойчивый спрос на корсетные изделия торговой марки "Милавица".

Второе обстоятельство, которое нельзя сбрасывать со счетов при рассмотрении последствий госрегулирования, -- это фактическое отсутствие границ между Беларусью и Российской Федерацией и, следовательно, каких-либо ограничений в движении товаров. В России у нас имеются 4 торговых дома, есть дистрибьюторы в регионах от Смоленска до Хабаровска, только в Москве 10 фирменных магазинов. Причем поставляем мы туда изделия тех же моделей, что и в отечественную торговлю. Сложившийся уровень экспортной цены, предположим, 4 USD, с учетом госрегулирования -- 3 USD.

И что начинает происходить? Начинается скупка товара в Беларуси и его вывоз за пределы страны. Зачем нашему смоленскому или брянскому дистрибьютору, и не только, к слову, ему, потому что на этой разнице цен кормятся многие "челноки", брать у нас товар по 4 USD, если он может приехать в могилевский магазин-склад, там мы и оптом торгуем, и купить его по 3 USD? Ну а дальнейшие его действия известны. Тем самым мы подрываем экспорт на главном для нас рынке, наносим вред государству и себе.

-- Стало ли легче предприятиям-монополистам после принятия постановления Минэкономики от 3.11.2003г. N 215, разрешившего им устанавливать предельную рентабельность на свою продукцию в целом по группе товаров, а не по отдельным видам, моделям?

-- Это, безусловно, заметный шаг навстречу. Обеспечить одинаковый уровень рентабельности на все 400 моделей производственной программы теоретически возможно лишь на стадии планирования. По факту этого никогда не будет. Существуют экономия норм, какие-то дополнительные затраты, изменения в стоимости сырья -- море факторов, которые приводят к отклонениям от плановой себестоимости. И выйти точно на эти 25% никогда не получится. Тем более при нашей инфляционной экономике, при непредсказуемости стоимости составляющих цены.

-- Сейчас, как известно, республика перешла на новый план счетов. Учитывается ли этот факт при регулировании деятельности предприятий-монополистов?

-- По-моему, об этом пока никто не думал. Да, сегодня порядок исчисления прибыли и рентабельности уже другой. Мы приблизились к международным стандартам финансовой отчетности, в соответствии с которыми на издержки производства относятся все расходы организации. Теперь прибыль может быть совсем иной, причем в отдельные периоды ее размер может сильно колебаться в ту или иную сторону.

-- Как будет осуществляться контроль в этих условиях за предприятием-монополистом?

-- Контроль, на мой взгляд, должен иметь какие-то другие формы. Может быть, за темпами роста цен. Например, был один их уровень, теперь стал в полтора раза выше -- вот это должно насторожить: почему предприятие повело себя неадекватно? Но контролировать уровень рентабельности... Никогда не бывает так, что все изделия -- а они на предприятиях легкой промышленности исчисляются сотнями -- пользуются одинаковым спросом. Одно хуже продается, другое -- лучше, третье буквально "улетает". Почему на него должен быть тот же процент рентабельности, что и на плохо продаваемое? Государство от этого только выиграет: получит больше отчислений от прибыли, больше будет налог на добавленную стоимость. То есть мы должны всегда видеть, в каком окружении находимся и строить рыночные цены.

Но... предприятие-монополист выше 25% установить рентабельность у нас не имеет права. Вот такое "регулирование", которое приводит к снижению прибыльности предприятия и государства в целом.

Кроме того, сам уровень рентабельности -- показатель очень сложный для сравнения. Потому что, чем, например, дороже изделие, тем прибыльнее можно работать с ним и при меньшем уровне рентабельности. И получается, что предприятию выгоднее выпускать не дешевые товары, а дорогие, на которых с меньшей рентабельностью можно получать большую прибыль на тот же нормо-час работы. Вот это еще один негативный момент нашего госрегулирования.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений