$

2.1222 руб.

2.4045 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВИНОК СЕЗОНА

27.12.2011

Беларусь старается создать максимально конкурентоспособную налоговую систему — таков лейтмотив выступления на практической конференции «Актуальные вопросы налогообложения в свете изменений законодательства 2012 года» Эллы Селицкой, заместителя министра по налогам и сборам. Презентацию налоговых нововведений на будущий год провели МНС и ООО «ЮрСпектр».

По структуре налоговых платежей, отметила замминистра, отечественная система налогообложения приблизилась к общемировой практике. В результате по показателю «Налогообложение» мы наконец ушли с последнего, 183-го места, в известном рейтинге Всемирного банка «Doing Business», переместившись на 156-е. Правда, наши ближайшие соседи из стран ЕС, в т.ч. Литва, Латвия и Польша, а также партнеры по ЕЭП занимают в этом рейтинге значительно более высокие места, например, Казахстан — 13-е, очень заметно продвинувшийся вперед по сравнению с прошлым годом.

Основная причина нашего отставания — чрезмерная трудоемкость расчета отечественных налоговых платежей. У белорусских налогоплательщиков это занимает 654 часа в год, а у казахов — всего 188, россиян — 290. Однако Э.Селицкая заявила, что МНС возражает против такой оценки трудоемкости расчета наших налогов и обратило на это внимание Всемирного банка. В качестве аргумента она привела налоговую систему Украины, где налоговых платежей значительно больше, чем у нас, а трудоемкость их расчета, по оценке ВБ, составляет 657 часов, т.е. всего на 3 часа больше, чем у нас.

Можно, конечно, в очередной раз спорить с несовершенством методики оценки системы налогообложения, которую использует ВБ, но в который раз приходится повторять, что эта методика — одна для всех. И при всех ее несовершенствах способна же казахстанская система налогообложения быть относительно нетрудоемкой и занимать столь почетное место в этом самом рейтинге, обойдя многие страны с развитой рыночной экономикой и хорошо зарекомендовавшей себя системой налогообложения. О том, чтобы войти в двадцатку лучших налоговых систем мира, нам пока приходится лишь мечтать — но стремиться к этому надо повседневной работой над совершенствованием белорусского налогового законодательства.

Частично его мы ощутим уже в будущем году. В качестве основных позитивных нововведений Э.Селицкая выделила снижение с 24% до 18% ставки налога на прибыль и уменьшение ставок налога при применении упрощенной системы налогообложения с 8% до 7% без уплаты НДС и с 6% до 5% с уплатой НДС. В качестве главных новшеств назван вожделенный перенос убытков на будущие периоды со сроком 10 лет и возможность в течение года изменить выбранный способ уплаты текущих платежей по налогу на прибыль, о чем плательщики мечтали весь нынешний год. Несколько меньше пока радует плательщиков известие о замене льготы по налогу на прибыль при осуществлении капвложений на амортизационную премию, при которой можно будет единовременно списать на затраты 10% стоимости приобретаемых зданий и сооружений и 20% — машин, оборудования и транспортных средств. Первые прикидки показывают, что это позволит сэкономить на налогах гораздо меньше, чем утрачиваемая льгота.

Введение механизма контроля за трансфертным ценообразованием может оказаться довольно сложным. Поэтому Э.Селицкая полагает, что на первом этапе МНС придется тщательно контролировать практику использования этой нормы, чтобы «не наломать дров».

Замминистра также отметила введение обязательного электронного декларирования для организаций с численностью работающих свыше 50 человек и статуса «Лучший плательщик», а также некоторые другие новшества. Например, если на основании письменных разъяснений налоговых органов плательщик допустит недоплату налогов, то пени применяться не будут. Общению с предприятиями МНС должен помочь создаваемый call-центр для физических лиц, в котором по телефонному звонку можно будет получить оперативные разъяснения. Возможно, вскоре появится такой же call-центр и для организаций.

В очередной раз представитель налогового ведомства подчеркнула превентивный характер контрольной работы налоговых органов в будущем году и активизацию работы общественно-консультативного совета при министерстве. А об упрощении налогового администрирования, по ее словам, наглядно свидетельствует тот факт, что на 1.01.2012 г. налоговые органы осуществляют 32 административные процедуры, тогда как на 1.01.2011 г. таковых насчитывалось 41, а еще годом ранее — 47.

Подобный прогресс плательщики хотели бы увидеть и в отношении порядка исчисления и уплаты отдельных налогов, например, экологического. Впрочем, еще больше их волнует трактовка в МНС некоторых вопросов применения упрощенной системы налогообложения. Так, по мнению налоговиков, в выручку необходимо включать возмещение работниками оплаты за телефонные разговоры со служебного телефона, скажем, в выходные дни и нерабочее время, а с будущего года — и возмещение арендаторами арендодателю стоимости коммунальных услуг. Плательщики недоумевают: почему следует признавать выручкой возмещение расходов? Но каких-либо разъяснений, кроме «так по-нашему положено», добиться не удается, что вызывает возмущение бухгалтеров и бизнесменов.

Зато некоторых налогоплательщиков, применяющих «упрощенку» и при этом владеющих большими участками земли или дорогой недвижимостью, наверняка обрадует тот факт, что они смогут пользоваться таким порядком уплаты налогов и дальше. Хотя это право ставилось МНС под сомнение, но в результате на будущий год никаких ограничений не введено.

Валерия ГЕРАСИМОВА