Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
07.06.2013 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРЕВРАТНОСТИ КАЗЕННОЙ КАРЬЕРЫ©

Закон от 30.05.2013 № 28-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее — Закон № 28-3), вступающий в силу с 16.06.2013 г., оправдал худшие опасения тех госслужащих, которые имеют шансы попасть (или уже попали) «под сокращение» в связи с принятием Указа Президента от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее — Указ № 168).

Закон от 30.05.2013 № 28-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» (далее — Закон № 28-3), вступающий в силу с 16.06.2013 г., оправдал худшие опасения тех госслужащих, которые имеют шансы попасть (или уже попали) «под сокращение» в связи с принятием Указа Президента от 12.04.2013 № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» (далее — Указ № 168).

Предусмотренное Указом № 168 сокращение количества работников государственных органов и организаций в среднем на 25% могло бы оказаться слишком обременительным для казны. Ведь в соответствии с подп. 1.1 ст. 47 Закона от 14.06.2003 № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон № 204-3) при высвобождении госслужащего в связи с ликвидацией госоргана, сокращением численности или штата работников (далее — сокращение штата) ему должны предложить другую государственную должность с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности. А поскольку пересаживание чиновников с одного «теплого места» на другое — это совсем не тот результат, которого хотели добиться авторы кадровой реформы, понадобилось внесение изменений в Закон № 204-3.

Законом № 28-3 статья 47 изложена в новой редакции, которая кардинально отличается от действующей. Теперь специально трудоустраивать сокращенных госслужащих никто уже не будет, да и другие привилегии существенно урезаются. Единственная реальная льгота, оставленная в ст. 47 Закона № 204-3, — это право госслужащих на медицинское обслуживание на период до трудоустройства в другую организацию в учреждениях здравоохранения, в которых они обслуживались, на том же уровне обслуживания, да и то не более чем на 12 месяцев со дня увольнения. Напомним, что сейчас период льготного медобслуживания ограничен только фактом трудоустройства в другую организацию.

К «условно-положительным» можно отнести и сохранение нормы, согласно которой при ликвидации госоргана, сокращении численности или штата работников сохранено право госслужащих на досрочную пенсию по возрасту, которая, как и сейчас, будет назначаться и выплачиваться в порядке и на условиях, установленных законодательством.

От остальных льгот, предусмотренных действующей редакцией ст. 47 Закона № 204-3 (специальный порядок определения размера выходного пособия, повышенный размер пособия по безработице и стипендии на весь период обучения при переподготовке), не осталось и следа.

В настоящее время подп. 1.2 Закона № 204-3 при высвобождении госслужащего в связи с сокращением штата и невозможности его трудоустройства сокращенному гарантируется переподготовка по направлению государственной службы занятости населения с выплатой за весь период обучения стипендии в размере среднемесячной заработной платы по занимаемой до увольнения должности с последующим предоставлением возможности поступления на соответствующую госдолжность. Согласно новой редакции подп. 1.3 Закона № 204-3 при невозможности трудоустройства сокращенным госслужащим гарантируются лишь профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации с выплатой за весь период обучения стипендии в соответствии с Законом от 15.06.2006 № 125-3 «О занятости населения Республики Беларусь» (далее — Закон № 125-3), из которого Законом № 28-3 предусмотрительно исключен особый порядок определения стипендии указанным лицам. Естественно о возможности поступления на соответствующую госдолжность после такого обучения в Законе № 204-3 уже не упоминается.

Это вполне логично: иначе зачем сокращать? Таким образом, бывшим госслужащим, обратившимся в службу занятости, придется довольствоваться «обычной», весьма скромной стипендией: в соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона № 125-3 она установлена в размере 50% (при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет — 75%) средней зарплаты (дохода) по последнему месту работы, но не более трехкратной базовой величины, т.е. 300 000 Br.

Не лучше обстоит дело и с пособием по безработице. Согласно новой редакции подп. 1.2 Закона № 204-3 при регистрации в качестве безработного бывшему госслужащему оно будет выплачиваться не в размере среднемесячной зарплаты по занимаемой до увольнения должности, как сейчас, а в соответствии с Законом № 125-3, из которого особый порядок определения пособия по безработице для сокращенных госслужащих также исключен. Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона № 125-3 пособие по безработице выплачивается со дня регистрации в органах занятости в качестве безработного за первые 13 календарных недель — в размере 70% и за последующие 13 календарных недель — 50% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее одной и не более двух базовых величин, т.е. всего лишь в размере 200 000 Br. В тому же получение пособия обставлено многочисленными условиями, среди которых самое «приятное» — участие в оплачиваемых общественных работах с обязательным выполнением месячной нормы такого участия. Добро пожаловать в реальность!

Выходное пособие, которое сейчас исходя из подп. 1.3 ст. 51 Закона № 204-3 для сокращенных госслужащих зависит от стажа госслужбы (при стаже до 5 лет оно составляет 3 среднемесячные зарплаты, от 5 до 10 лет — 4, от 10 до 15 лет — 5, свыше 15 лет — 6 среднемесячных зарплат), согласно новой редакции подп. 1.1 Закона № 204-3 будет выплачиваться в соответствии с законодательством о труде, если иное не предусмотрено законодательными актами, т.е. в размере 3 среднемесячных зарплат, как и установлено ст. 48 Трудового кодекса. При этом непосредственно при увольнении данное пособие выплачивается в размере, не превышающем 3 среднемесячных зарплат, а оставшаяся часть — по истечении 3 месяцев и только лицам, обратившимся за содействием в трудоустройстве в службу занятости, и при невозможности их трудоустройства. Однако ссылка на подп. 1.3 ст. 51 не просто исключается из ст. 47 Закона № 204-3. В ст. 3 Закона № 28-3 прямо предусмотрено, что госслужащим, уволенным в связи с ликвидацией госоргана, сокращением численности или штата работников, не выплаченная до вступления в силу данного законодательного акта оставшаяся часть выходного пособия в размере, превышающем размер выходного пособия, установленного законодательством о труде, не выплачивается. Иначе говоря, те, кто успел «сократиться» до принятия Закона № 28-3, добавки все равно не получат: они уже «выпали» из служебных рядов и тратить на них казенные деньги — излишняя роскошь.

Кроме того, ст. 3 Закона № 28-3 установлено, что безработным из числа сокращенных госслужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета, органов финансовых расследований КГК, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с ликвидацией госоргана, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или другим уважительным причинам без права на пенсию, назначенные до вступления в силу данного законодательного акта стипендии и пособия по безработице должны выплачиваться со дня его вступления в силу в размерах, установленных соответственно ч. 2 ст. 23 и ч.ч. 3 и 4 ст. 24 Закона № 125-3, т.е. в тех же размерах, что и всем остальным гражданам.

Кроме прямой экономии бюджетных средств, разработчики Закона № 28-3, возможно, рассчитывали и на определенный психологический эффект. Если госслужащие будут знать, что с потерей государственного статуса они лишатся и всех положенных ранее при увольнении в связи с сокращением льгот, то страх лишиться своей работы должен резко повысить их лояльность, служебное рвение и желание проявить себя перед начальством.

Дмитрий КОРШУНОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by