$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРЕВОСХОДСТВО «СОНЦА»

14.06.2011

ИЧП «Парфюмерно-косметическая компания «Сонца» запустила в Осиповичах завод по производству средств для стирки, моющих, личной гигиены. Мощность предприятия, где в 3 смены будут трудиться более 100 человек, — 50 тыс. т сухих и 40 тыс. т жидких моющих средств в год. Инвестиционная стоимость проекта — 30 млн. USD.

Владелец новой фабрики — инвестиционная компания Lebortovo Capital Partners Limited. Ее руководитель Сергей Левин, известный успешным построением бизнесов пивзавода «Сябр» (пиво «Бобров») и изготовителя соков «Старая крепость», на пресс-конференции по поводу старта нового проекта заметил, что открывать третий завод уже не так сложно, как первый. С другой стороны, новая компания выходит на рынок, где до 70% занимают ТНК — мировые лидеры во всех направлениях: от маркетинга до продаж. Чтобы принять такой вызов, инвестор собрал на предприятии команду специалистов, не стесняясь, переманив их из соседних стран.

Первая высота, которую покоряет «Сонца», — это производство и продвижение в эконом-сегменте стирального порошка торговой марки «Мара». По оценке директора предприятия Григория Гельфенбуйма, главным успехом текущего года можно будет считать выход «Мары» на лидирующие позиции в дистрибьюции на внутреннем рынке. Моющие средства среднего ценового сегмента (в котором, например, позиционируется Tide) предприятие готовится предложить через 2–3 месяца, а до конца года — и премиум-класса.

Главный технолог «Сонца» Сергей Кривенко пояснил, что порошки разных ценовых сегментов отличаются друг от друга двумя ключевыми параметрами: количеством компонентов в рецептуре и их расходом на тонну продукции. В моющих средствах эконом-класса от 14 до 20 ингредиентов, премиум-класса — от 22 до 28. Кроме того, в последних используются новейшие разработки химической отрасли.

Расход основных ингредиентов в порошках различен: чем выше класс, тем он больше. Различие может достигать 20–30%.

Новая продукция имеет хорошие шансы на успех: ведь потребление стирального порошка в Беларуси одно из самых низких в Европе — всего 4,2 кг на душу населения в год. Для сравнения: норма ВОЗ — 7 кг, тогда как в странах ЕС в среднем используется 12–15 кг порошка в год, в США — 28 кг.

Директор по маркетингу Инна Василевич рассказала, что первый разработанный и выпущенный продукт будет расфасован так, чтобы удовлетворять различным вкусам и кошелькам: от 400 г до 5 кг. Сейчас фасуются только три вида «Мары», но запланировано каждый день добавлять в производство еще по одному. Так что в ближайшие два месяца появится 32 товарные позиции только «Мары». «Мы хотим, чтобы покупатель понимал, почему дешевле или дороже продукт. Но в ценовой политике никогда не ориентируемся на себестоимость, можно сказать, что наша продукция высокого качества всегда будет дешевле импортных аналогов», — подчеркнула маркетолог.

Лучший ответ на вопрос, как предложить на местном рынке высокое качество при лучшей цене, был заготовлен у Сергея Левина: «Это совесть и труд наших технологов. У нас уникальная формула и лучшее предложение на рынке. Не могу сказать, что розница и дистрибьюторы в восторге от появления нового продукта, от того, что нужно расширять ассортиментную матрицу в средине года. Но кризис нам помог, открыл дорогу в ритейл. Я горжусь стиральным порошком «Мара» так же, как и пивом «Бобров». Это товар мирового качества по лучшей цене. В магазинах, я уже посмотрел, пачка «Мары» (400 г) стоит 5600 руб. Близкий по цене «Миф» — почти 7 тыс. Br, «Денни» — еще больше. Наш порошок — это практически «Тайд», а отличие в цене почти в 2 раза. У населения пока работает плохой стереотип — раз продукция белорусская, значит — дорогая... Будем преодолевать его, повышая производительность и качество труда, уровень автоматизации. Как сделать качество по низкой цене? Пока, к сожалению, производительность труда в Беларуси в 5–6 раз ниже, чем в США или в Германии. Если у нас создать такую же производительность, как на лучших зарубежных предприятиях, то мы сразу же получаем продукт, изготовленный по мировым стандартам и ценам. Часто говорят: а вот в Германии — много дешевле. Да, потому что там другая производительность труда. В целом производительность — это и корпоративная атмосфера, и условия труда, и финансовый менеджмент... Все вместе складывается в желание человека хорошо работать. Производительность — это очень непросто. Для формирования лучшей себестоимости у нас все в одном месте: офисы, склады, это — минимум затрат, электричества... Каждый шаг операционной деятельности продуман, поэтому, считаю, мы сможем дать лучшее качество по лучшей цене. И завтра мы будем более конкурентоспособны по нашим затратам и по производительности труда», — убежден С.Левин.

Бизнесмен обратил внимание на то, что далеко не все предприниматели довольны появлением в стране новых производств. «Строительство заводов, которое ведет наша бизнес-группа, особенно не нравится импортерам, т.к. мы начинаем конкурировать с ними. Своей стратегий деятельности мы измененяем рынок, невзирая на желания/нежелания бизнес-элиты. В перспективе мы видим мощность своего производства 60–65 тыс. т сухих моющих средств в год, и 40 тыс. т — жидких. Потребность белорусского рынка — около 40 тыс. т стиральных порошков в год. Т.е. мы изначально превосходим этот объем. Но мы не монополисты и готовы к конкуренции, каждый заслуживает свое место на рынке. Мы, конечно, хотим доминировать, но для начала в ближайшие 3 года планируем занять на внутреннем рынке долю примерно в 25%. Мы надеемся, что потребление моющих средств увеличится, и намерены расти вместе с рынком. На соседних рынках любят белорусскую продукцию и не чинят «разборок», потому у нас есть хороший шанс там присутствовать», — предположил С.Левин.

Почему белорусский предприниматель, ругающий местный инвестиционный климат, все же строит заводы на отечественном рынке, а не в Азии? Судя по всему, к этому подвигает мировоззрение философа-перестройщика. «В Беларуси одна из причин экономического кризиса — не совсем правильная структура экономики. Отечественная экономика стратегически неправильно определила свое место в СНГ. Мы считаем, что место и миссия нашей страны — стать промышленным центром СНГ, таким, каким является Германия в Европе. Стать интеллектуальным ресурсом СНГ», — таковы сверхзадачи бизнесмена Левина. Далее — об их решении. «Наш вклад в это — развитие местной промышленности, мы привносим сюда технологии и создаем рабочие места, инвестируем в образование персонала. Мы везем сюда иностранцев, чтобы обучать людей, показывать им новый опыт. Поэтому фабрика «Сонца» — это не только вклад в развитие потребительского рынка страны, но и вклад в развитие малых городов, потенциала работников и наших партнеров».

Не все блистательные тирады бизнесмена журналисты встретили с воодушевлением. В частности, представители телеканалов потребовали доказательств того, что очередной проект Левина не является спекуляцией, специально созданной на продажу. «Крутому парню» пришлось оправдываться. «Я продаю свои доли участия в прежних бизнесах не потому, что торгую акциями в целях получения дохода. Иногда, чтобы построить очередной завод, задумываешься: что такого можно продать? С другой стороны, если есть люди, заинтересованные в том, чтобы купить готовый бизнес и заплатить за него вперед 30 годовых прибылей, то почему не продать? Мы не занимаемся нефтью, приватизацией, мы — не дети олигархов, мы просто зарабатываем тем, что строим заводы. Построить три завода за такую короткую жизнь, это непросто и приходится с чем-то расставаться... Но я ведь завод строю не для себя, а для страны, для района, для рынка. И если когда-нибудь понадобится его продать, чтобы вложиться еще во что-то интересное, то почему нет? В этом нет спекуляций», — пояснил С.Левин. — В строительство фабрики «Сонца» вовлечены десятки иностранных специалистов, партнеров, которые здесь живут, приезжают, проект создает деловой «водоворот», в который вовлечены и местные гостиницы и другой бизнес».

Объясняться бизнесмену пришлось и по несостоявшейся покупке ОАО «Бархим». «Около 8 месяцев мы провели в плотных переговорах с концерном «Белнефтехим» и правительством, просили разрешение приобрести Бархим и гарантировали 30 млн. USD инвестиций. Но получили отказ. А спустя год Бархим оказался выставлен на аукцион по цене более низкой, чем мы были готовы за него заплатить. Это похоже на театр абсурда. Сейчас никак не могу комментировать ситуацию на Бархиме, т.к. это наш конкурент. Мы вообще любим конкурентов за то, что они не дают нам расслабляться... Но для нас важно их всегда превосходить.»

Оксана КУЗНЕЦОВА