$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Превентивная защита

20.11.2009

Закон от 9.11.2009 № 54-З «О государственной экологической экспертизе» подписан главой государства и вступит в силу через 6 месяцев после официального опубликования. «ЭГ» попросила председателя Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению Геннадия НОВИЦКОГО рассказать об основных нововведениях, которые содержит этот документ.

Напомню, что экологическая экспертиза позволяет еще до начала строительства объекта разработать природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение или предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.

Ныне действующий Закон № 2442-ХII «О государственной экологической экспертизе» принят 18.06.1993 г. Для того времени это был достаточно прогрессивный нормативный правовой акт. Однако правоприменительная практика, а также опыт реализации положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (принята Указом Президента от 20.10.2005 г. № 487) показали, что он нуждается в значительных изменениях и дополнениях.

Новый Закон содержит преимущественно нормы прямого действия.

Впервые на законодательном уровне определен перечень видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, для которых оценка воздействия на окружающую среду проводится в обязательном порядке. В настоящее время, согласно действующему Закону, такой перечень утверждается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В документе уточняется и дополняется терминология в области проведения государственной экологической экспертизы и конкретизируется перечень ее объектов. Закреплен также перечень основных сведений, которые должно содержать заключение экологической экспертизы. Причем по ее результатам возможно составление не только положительного либо отрицательного заключения, но и положительного заключения с особыми условиями реализации проектных решений.

Дополнен перечень условий, при которых действие положительного заключения государственной экологической экспертизы прекращается. Это невыполнение особых условий реализации проектных решений, выдача заключения государственной экологической экспертизы в нарушение требований законодательства, выявление факторов воздействия на окружающую среду, не учтенных в проектной документации, по которой получено положительное заключение.

Законом № 54-З проведение государственной экологической экспертизы предусматривается в процессе разработки проектной документации, а не после передачи ее заказчику, т. е. ответственность за ее качество возложена на разработчика. Все это позволит сократить время, затрачиваемое на получение разрешения на строительство. При этом заказчикам не нужно будет выполнять несвойственные им функции защиты проектной документации в органах государственной экологической экспертизы.

Согласно новому Закону споры, возникающие в данной сфере, разрешаются только в суде (действующим Законом такое право предоставлено также Минприроды и его территориальным органам).

Важным является и сокращение срока проведения экспертизы до одного месяца, а для проектной документации по планируемой хозяйственной или иной деятельности, оказывающей трансграничное воздействие, он не может превышать двух месяцев со дня поступления документов.

Вступление Закона в силу позволит решить две важнейшие задачи: с одной стороны, предупредить возможные неблагоприятные воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а с другой — улучшить инвестиционный климат в стране за счет упрощения административных процедур и сокращения сроков согласований и экспертизы проектной документации.

Анна ФЕДОРОВА