$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Преодоление привычки и пути выхода из кризиса

17.04.2009

Глобальный экономический кризис четко показал, что главным приоритетом в экономике является создание и поддержание конкурентоспособных отраслей или групп сопряженных отраслей (кластер). Поэтому как выживание, так и последующий подъем экономики должны достигаться через развитие взаимосвязанных между собою отраслей.

Владимир УСОСКИЙ, доктор экономических наук

Почему они упали

Отказ некоторых стран от развития собственной промышленности и переориентация прежней отраслевой структуры экономики на сферу услуг, массированные заимствования на западных рынках, «кишевших» в условиях экономического роста деньгами, тотальная распродажа собственности иностранному капиталу и задешево своим «инвесторам» без создания конкурентного рынка являются тупиковыми способами решения сложнейших проблем трансформационной экономики. Так, резкое ухудшение экономической ситуации в Латвии обусловлено во многом особенностями структуры ее экономики. В 2008 г. ВВП Латвии на 76% состоял из доходов, получаемых в сферах услуг, торговли, финансового посредничества, туристического и гостиничного бизнеса, от операций на рынке недвижимости и др. Большие внешние заимствования при кумулятивном спаде ВВП сделали крайне уязвимой экономику «индустрии услуг».

Совершенно очевидно, что во всех странах Центральной и Восточной Европы экономическая ситуация сегодня очень сложная. Она усугубляется довольно смутными представлениями о выгодах глобализации при избранной стратегии государства на неуклонный линейный рост ВВП. При этом совсем не учитывалась возможность скачкообразного нарастания рисков при вхождении этих стран в новый для них непредсказуемый экономический мир. В этом плане у нас ситуация относительно лучше. На начало 2008 г. долг домашних хозяйств (в % к ВВП) составлял в РБ 8,5%, в Латвии — 45%, Эстонии — 47%. Иностранные банки владеют долей активов национальной банковской системы: в Беларуси — 17%, Латвии — 60, Польше — 70, Литве — 84, Румынии — 80, Чехии — 92, Эстонии — 99%. Обязательства банков перед нерезидентами (в % от общей величины обязательств банков) составляли у нас 11%, в Литве — 40, Латвии — 43, Эстонии — 57%.

Экспансия западных банков, купивших банки восточноевропейских стран, привела к повышению уровня долгов национальных банковских систем перед нерезидентами и использованию их ресурсов для инвестиций в высокорисковые активы. Эти факторы оказали влияние на рост нестабильности национальных экономик. Для их оздоровления необходим как минимум 1 трлн. евро, который просят новые члены ЕС у старых.

Что сохранить

Учет негативного опыта наших «братьев» по трансформации, некоторые из которых (Латвия, Венгрия) находятся на грани дефолта, важен для осознания простой истины: в экономике РБ должно быть сохранено ее функционирующее ядро — экспортоориентированная промышленность, вокруг которой сконцентрированы связанные и поддерживающие отрасли, а также опытно-конструкторская сфера, исследовательская база прикладной и фундаментальной науки, образование. Это наша home base (домашняя база), как она определена в теории М.Портера. Ее нельзя «перевезти» за рубеж, это сердцевина национальной экономики, определяющая ее специфические особенности, стратегию сохранения и приумножения научно-технического потенциала.

Отказ от него в пользу упрощенной отраслевой структуры, опирающейся на сферу услуг, исключает выработку государством стратегии производства конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Без выживания ключевых кластеров экономики РБ и обслуживающей ее банковской системы невозможен конструктивный выход из кризиса.

Что изменить

Сегодня ситуация и в белорусской экономике ухудшается. Денежные рынки продолжают функционировать в условиях фундаментального неравновесия, так как в основе их системной нестабильности лежит значительная величина дефицитов счетов предприятий и банков, которые «завязли» в проблеме роста невозвратных кредитов. Обострение дефицита доходов предприятий обусловлено созданными большими долгами в период стабильного роста экономики. Сейчас ресурсы «заморожены» в растущих запасах нереализованной продукции и других неликвидных активах при четко обозначенной тенденции глубокого падения экспортных рынков.

Очевидно, что финансирование расходов по докризисным алгоритмам невозможно. Падение доходов не вызвало адекватного уменьшения расходов, а постоянные издержки предприятий нельзя «срезать» быстро. Частный сектор начал активно сжиматься, сокращая объемы продаж и занятость. Государственный под административным давлением инерционно функционирует в прежнем режиме, слабо адаптируясь к рыночным шокам. Необходима политика жесткой экономии расходов: борьба государства с дефицитом платежного баланса, а банков и предприятий — с дефицитами своих счетов. Избыточный спрос на деньги и товары со стороны экономических субъектов, не имеющих доходов, должен быть селективно сокращен.

Возникает еще одна проблема, которая связана с банковскими инвалютными кредитами гражданам в 2,5 млрд. USD (на 1.01.2009 г.), падение доходов которых и возросшие курсовые риски начинают создавать точку болевого напряжения для банков. Пока проблемная задолженность граждан по кредитам некритична, однако банкам и правительству скоро придется решать задачу реструктуризации долгов людей, теряющих работу и доходы. Чем глубже будет падение экономики и хуже финансовое состояние предприятий, тем острее станет эта проблема. Поэтому нужно формировать источники для реструктуризации долгов уже теперь.

Объем внешней торговли за январь-февраль заметно упал, причем экспорт уменьшается значительно более высокими темпами, чем импорт. Высокий уровень обязательств невозможно быстро сократить, тогда как доходы и валютная выручка падают стремительно. Здесь экономика РБ попала в «вилку»: появилась и начинает расти неденежная составляющая внешней торговли, а валютная выручка существенно снизилась.

Кризисная ситуация, которая объективно оказывает санирующее воздействие на экономику, будет способствовать восстановлению экономического роста в будущем только за счет изменения стратегии производства и продаж высокотехнологичной продукции, производимой конкурентоспособными предприятиями. Для Беларуси жизненно необходимо радикальное изменение экономической политики в пользу экспортеров, которые пока служат «дойной коровой» для неэффективных предприятий. В этой связи ограниченные ресурсы страны должны использоваться не на консервацию сложившейся структуры кредитного и бюджетного финансирования, ценового и ресурсного внеэкономического перераспределения добавленной стоимости в пользу убыточных предприятий, а на сохранение стабильной работы банков и госбюджета, нацеленных на поддержку «точек роста» экономики в высокотехнологичных отраслях. Падение цен на сырье и энергоносители должно быть использовано как средство снижения издержек при перестройке структуры экспортного производства и сбыта товаров. В этом и должен быть глубинный смысл изменений экономической политики государства.

Оценка направлений использования ресурсов экспортерами состоит в поиске ответов на вопросы: в какие проекты вкладывать деньги, в каких объемах, на какой срок, куда продавать товары и по каким ценам, какие экспортные рынки сжимать, а какие расширять? Причем последнее возможно только при условии, что рынок уже нащупал твердую почву после своего падения, от которой можно оттолкнуться и начать рост экспортных доходов. Пока же подавляющее большинство рынков падает, не чувствуя дна. На стадии «сжатия» экономической активности любой субъект экономики интуитивно осуществляет стратегию на минимизацию убытков и сохранение ликвидности, что позволяет ему нормализовать режим обслуживания своих обязательств.

В основу программы антикризисных стабилизационных мер должна быть положена стратегия борьбы с дефицитом текущего счета платежного баланса, который вызван падением спроса на экспорт и сохраняющимся высоким спросом на импорт. Необходимо ограничить дефицит, сокращая импортную составляющую за счет реализации госпрограмм экономии расходов и поддержки экспорта высокотехнологичных предприятий на внешних рынках. Движение к равновесию доходов и расходов внешнеэкономического сектора, сбалансированность импорта с экспортом, дальнейший поиск внешнего финансирования позволит ограничить спекулятивное давление на валютный курс. Государство должно реализовывать стратегию на либерализацию экономики, ограничить вмешательство в механизмы функционирования рынков, уменьшить перераспределительные механизмы, переведя госпредприятия на режим жестких бюджетных ограничений.

В конце марта дефицит краткосрочной рублевой ликвидности банков достиг 3,5 трлн. руб., подавляющая часть этих кредитов приходится на системообразующие госбанки. Они выданы по ставкам 18-23% годовых на сутки. Несмотря на прямую помощь правительства в декабре 2008 г. в пополнении уставных фондов системообразующих банков на 3,1 трлн. руб., а также увеличение депозитов органов госуправления в этих банках в течение 2008 г. на 7,1 трлн. руб. у них сильно подорвана ликвидность. А 0,5 трлн. руб. краткосрочных кредитов банков, полученных у Нацбанка, являются беззалоговыми, так как не покрыты ликвидными активами. В структуре пассивов банков (на 1.01.2009 г.) доля долгосрочных средств (свыше года) составляет 30%, в то время как долгосрочных активов — 53%. Разрыв между долгосрочными активами и пассивами достиг 14,3 трлн. руб., что составляет 23% по отношению ко всем активам банков. Это порождает высокие риски в условиях нестабильности денежного рынка и недостатка у банков ликвидных активов.

Причины дисбалансов должны быть устранены. Первая из них — это не обусловленный доходами рост внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, высокие темпы которого в 2008 г. генерировались ростом бюджетных расходов правительства и мягкой кредитно-денежной политикой Нацбанка, активно стимулировавших внутренний спрос. Вторая причина — продолжающееся внеэкономическое перераспределение добавленной стоимости, созданной валообразующими экспортерами в пользу неэффективных предприятий, которые в ускоренном темпе наращивали свое потребление и инвестиции.

Экономика БССР создавалась под союзные нужды и с 1992 г. сохранила свою структуру, переориентировавшись на западные и сохранив рынки республик бывшего СССР. В этой связи точка зрения некоторых ученых о том, что вывод нашей малой открытой экономики (70-80% ВВП создается за счет экспорта и импорта) из кризиса должен опираться на стимулирование внутреннего спроса — нереалистичная декларация. Она не проработана даже на уровне непротиворечивой идеи, не говоря о конкретных механизмах ее реализации. При падении валютных доходов от экспорта некоторую часть импортозамещающих товаров наши производители смогут, конечно, нарастить в структуре потребления белорусов, однако, во-первых, это будет носить вынужденный характер, а во-вторых, импортозамещающие товары, как правило, имеют более высокие издержки и худшего качества. Надо четко понимать, что здесь отсутствует стратегическая перспектива. Адаптироваться к кризисным шокам экономика РБ сможет, если наши экспортеры удержатся на старых экспортных рынках, а в перспективе при условии обновления продукции смогут завоевать новые. При этом белорусские экспортеры, перерабатывающие сырье (калий) и энергетические товары (нефтепереработка) и создающие экспортные товары с невысокой долей добавленной стоимости, начнут «оживать» вместе с «пробуждением» от спада высокотехнологичных мировых рынков.

(Продолжение следует)


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях