Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №62(2559) от 19.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5705
EUR:
2.6088
RUB:
4.2522
Золото:
145.92
Серебро:
1.64
Платина:
76.45
Палладий:
178.59
Назад
Факты, комментарии
13.11.2012 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПОДПИСИ©

Евразийская экономическая комиссия предприняла очередную попытку интегрировать рынки госзакупок стран Таможенного союза. Коллегия ЕЭК решением от 6.11.2012 № 205 одобрила мероприятия, направленные на обеспечение взаимного признания электронной цифровой подписи (ЭЦП) в целях исполнения Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9.12.2010 (далее — Соглашение).

Евразийская экономическая комиссия предприняла очередную попытку интегрировать рынки госзакупок стран Таможенного союза. Коллегия ЕЭК решением от 6.11.2012 № 205 одобрила мероприятия, направленные на обеспечение взаимного признания электронной цифровой подписи (ЭЦП) в целях исполнения Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9.12.2010 (далее — Соглашение).

Совету ЕЭК предложено утвердить состав межведомственной рабочей группы по взаимному признанию ЭЦП, изготовленной в соответствии с законодательством любого из государств «тройки». В группу вошли 32 представителя России, Беларуси и Казахстана во главе с директором Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок ЕЭК Натальей Слюсарь. Нашу страну здесь представляют сотрудники КГБ, Оперативно-аналитического центра при Президенте, Минэкономики, Минфина, Мининформа, ОАО БУТБ, Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен.

Группе предстоит обеспечить взаимное признание ЭЦП при проведении электронных госзакупок в трех странах. Оказывается, именно из-за этого пробела не работает Соглашение, вступившее в силу 1.01.2012 г. Согласно Плану мероприятий по вопросу взаимного признания электронных цифровых подписей, изготовленных в соответствии с законодательствами РФ и РБ, утвержденному решением Коллегии ЕЭК от 23.08.2012 № 144 и одобренному решением Совета ЕЭК от 24.08.2012 № 70, россияне и белорусы должны были взаимно признавать ЭЦП с 15 сентября. Но это не удается сделать до сих пор.

Правда, на днях Минэкономики РБ распространило информацию, что с ноября т.г. белорусским субъектам хозяйствования разрешено участвовать в российских электронных аукционах непосредственно с территории нашей страны, используя ЭЦП, выданные белорусскими удостоверяющими центрами, а резиденты РФ — в белорусских электронных аукционах, пользуясь ЭЦП, выданными в России. Однако Минэкономики ссылается при этом лишь на выступления, прозвучавшие на состоявшемся 5.11.2012 г. в Минске семинаре с участием представителей российской Ассоциации электронных торговых площадок.

Уверяют в своей готовности к обслуживанию субъектов хозяйствования РФ и наши операторы электронных торговых площадок. Они призывают и отечественных поставщиков получить белорусскую ЭЦП, что откроет доступ на российский рынок госзакупок, емкость которого составляет 160 млрд. USD, что, по расчетам Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, увеличит выручку наших экспортеров на 30%.

Россиянам двери в Беларусь, возможно, и открыты, но вот нашим в РФ — вряд ли, поскольку никакой официальной информации госорганов РФ и в первую очередь Минэкономразвития, курирующего госзакупки, по этому поводу нет, как, впрочем, и приглашений от здешних операторов.

В ЕЭК, похоже, осведомлены о реальном и, скорее всего, неудовлетворительном положении дел с взаимным признанием ЭЦП. Поэтому чиновники комиссии продолжают издавать нормативные акты, призванные исправить ситуацию. Кстати, министр по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов, в чьи обязанности входят и задача интеграции рынков госзакупок, на днях заявил, что Россия и Беларусь начнут торговать на электронных площадках друг с другом с 2013 г., а Казахстан присоединится к ним в 2014-м. Впрочем, даже эта версия излишне оптимистична, учитывая, что взаимное признание ЭЦП — не единственный барьер. Некоторые особенности российского законодательства о госзакупках сильно отличаются от отечественных.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» обязательным условием является финансовое обеспечение заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме на получение государственного контракта в России. Его размер — от 0,5 до 5% (2% для субъектов малого предпринимательства) начальной (максимальной) стоимости госконтракта. Для белорусских поставщиков это может быть неподъемно большая сумма. С момента подачи заявки на участие в российском аукционе оператор электронной торговой площадки блокирует денежные средства, находящиеся на счете участника, и возвращает их только по окончанию торгов.

Кроме того, российским заказчикам дано право требовать обеспечения исполнения контракта в размере до 30% его начальной (максимальной) цены (цены лота), указанной в извещении о проведении электронного аукциона, и не может быть менее чем размер аванса, если он предусмотрен контрактом.

В случае отказа от исполнения российского госзаказа подрядчик попадает в реестр недобросовестных поставщиков. В придачу оператор электронной торговой площадки обязан с контролируемого им счета такого участника перечислить деньги в пользу заказчика. А если победителя электронного аукциона признают уклонившимся от заключения контракта, то российский заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении его заключить контракт, а также о возмещении причиненных убытков.

Михал СТЕЛЬМАК


Распечатать с изображениями Распечатать без изображений