Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
08.02.2008 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Преференции в обмен на инвестиции

Создаются новые стимулы для инвестирования в село

В ближайшее время, сообщила в беседе с корреспондентом «ЭГ» начальник главного экономического управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Анна АНДРИЕВИЧ, в республике может появиться еще один декрет Президента, стимулирующий привлечение в сельскохозяйственное производство дополнительных инвестиций. Проект документа сейчас проходит необходимые согласования и вскоре будет направлен в правительство, а оттуда — главе государства.

— Реализация известных указов №№ 138 и 280, — пояснила собеседница, — дала хорошие результаты. К настоящему времени на селе осталось 23 убыточные сельхозорганизации, в т.ч. из числа реформированных — 19, тогда как на начало 2004 г., когда принимались документы, их было 1258. В большинстве реорганизованных хозяйств значительно (от 1,5 до 3,6 раз) возросло валовое производство продукции, увеличилась заработная плата, модернизировано производство.

Однако практика хозяйствования показывает, что село по-прежнему нуждается в финансовых средствах. Тем более что правительство ставит задачу увеличить в нынешнем году производство сельхозпродукции во всех категориях хозяйств на 8,5% к уровню 2007 г. В то же время планы пока не в достаточной степени подкреплены ресурсами — на селе не хватает высокопроизводительной техники, нужно реконструировать старые и строить современные комплексы по выращиванию птицы и скота и цеха по их переработке, внедрять высокопродуктивные с высокой окупаемостью виды и сорта культур. В этой связи мы снова пытаемся привлечь внимание к селу потенциальных инвесторов, тем более что проектом документа для них предусмотрены существенные преференции — отсрочка на два года погашения задолженностей присоединенных (приобретенных) организаций по экономическим санкциям, пеням и административным штрафам за нарушение сроков и порядка уплаты платежей, а также по обязательным платежам в Фонд соцзащиты населения, которые, по данным Минстата, на начало октября прошлого года составили соответственно 8,2 и 14,8 млрд. Br; отсрочка на пять лет погашения задолженности сельхозорганизаций, в т.ч. отсроченной, по уплате налогов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты (кроме таможенных платежей и платежей в Фонд соцзащиты), включая государственные целевые бюджетные фонды, а также задолженности по уплате примененных налоговыми органами экономических санкций и начисленных пеней за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве.

Также предполагается, что организации-инвесторы будут освобождены от уплаты в течение трех лет сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки при условии направления данных сумм на приобретение сельхозтехники, оборудования и запасных частей к ним. Уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, а также являющиеся плательщиками единого налога по деятельности филиалов или иных обособленных подразделений, производящих сельскохозяйственную продукцию, освобождаются от уплаты на такой же срок и при том же условии половины суммы единого налога для производителей сельхозпродукции.

Практика применения положений Указа Президента № 138 показала, что ряд организаций-инвесторов в силу объективных причин не может непосредственно присоединить сельскохозяйственную организацию (приобрести принадлежащий ей имущественный комплекс). Например, банки, которые в силу требования ст. 14 Банковского кодекса не имеют права осуществлять иную деятельность, кроме банковской. В таком случае, как правило, учреждается юридическое лицо, которое и присоединяет сельхозорганизацию, не располагая при этом необходимыми ресурсами. С целью стимулирования инвестиционной активности в этих обстоятельствах пунктом 5 проекта предлагается сохранить для таких организаций льготы по налогу на прибыль, установленные подп. «в» п. 2 ст. 5 Закона «О налогах на доходы и прибыль».

Как ожидается, реализация положений проекта позволит только на техническое переоснащение сельскохозяйственного производства направить в течение года более 9 млрд. Br (в среднем на организацию более 100 млн. Br).

- Анна Ануфриевна, выходит, государство еще не погасило свои долги перед теми юридичекими лицами, которые поддержали сельчан 4 года назад, а вы снова просите их «поделиться»?

— Предполагалось, что отсроченные суммы будут гаситься из бюджета. Но на каком-то этапе произошла их переориентация на фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, из которого мы смогли ежегодно выделять на эти цели только по 2-3 млрд. Br.

Однако в соответствии с указами Президента (от 30.01.2007 № 59 и от 28.12.2007 № 671) за счет средств республиканского бюджета (включая средства республиканского фонда поддержки) списана задолженность по налогам, социальным платежам и опять-таки энергоресурсам на 28,1 млрд. Br. В 2008 г. из фонда на эти цели будет выделено еще около 15 млрд. Br, так что к 2009 г., как и предусмотрено Указом № 138, мы должны рассчитаться со всеми инвесторами. А с кем не успеем — во-первых, они имеют право еще на 5 лет растянуть погашение этих задолженностей, во-вторых — при хорошей организации работы получать доходы уже от самих окрепших сельхозорганизаций.

- Какие еще резервы собираетесь задействовать, чтобы ускорить развитие отрасли?

— Вам должно быть известно, что в 2007 г. объем сельхозпроизводства во всех категориях хозяйств республики возрос на 104,1% (вместо 106-107,5 по прогнозу). При этом в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах данный показатель составил 109% (при задании 107,5-108,5%), в хозяйствах населения производство сократилось до 97,3% от уровня прошлого года. Не случайно называю последнюю цифру — удельный вес личных подсобных хозяйств в валовой продукции села равен примерно 40%, и каждый процент снижения производства здесь требует от сельхозорганизаций своеобразной компенсации — 0,6-0,7% дополнительных объемов производства. Иначе говоря, в сельхозорганизациях производство должно прирастать более чем на 12-15%.

В этой связи мы предложили правительству немножко «напрячь» облисполкомы, чтобы те приложили дополнительные усилия для стимулирования людей в развитии своих хозяйств. Минсельхозпрод же и впредь постарается добросовестно исполнять обязательства, обозначенные Программой развития и поддержки личных подсобных хозяйств (помощь с обеспечением кормами, приобретением молодняка птицы, семян, закупкой излишков продукции, своевременными расчетами за нее и т. д.).

- Как зарекомендовала себя относительно новая организационно-правовая форма интеграции хозяйств — работа в рамках договора над каким-то одним проектом?

— Пока что приживается очень трудно. Наши руководители никак не научатся ради общего блага поступаться частью своих амбиций. Сподручнее быть и чувствовать себя этаким удельным князьком.

Но мы будем ее продвигать. Когда проектом в рамках одного юридического лица руководит один самый авторитетный человек — проблемы решаются гораздо быстрее и эффективнее.

Будем учить руководителей и специалистов бизнес-планированию — многие до сих пор смотрят на план как на бумажку, которую надо просто отнести в банк и приложить к остальным документам, чтобы получить деньги. Мы же внушаем, что бизнес-план — это настольная книга, без которой нельзя работать. Только четко сформировав цели и программу действий, можно ожидать намеченного результата. В общем-то, ситуация меняется: где-то на 60% бизнес-планы уже выполняются, тогда как 2 года назад основные показатели своих планов выполняла примерно треть организаций.

Одна из серьезнейших проблем — качество работы. По данным «внутренних» мониторингов и проверок различными контролирующими органами отклонения от технологий наблюдаются в каждых четырех из пяти случаев. Иногда от бедности — не хватает кадров, отсутствует необходимая техника. Иногда от обыкновенного разгильдяйства. Больше всего это касается сельхозорганизаций, балансирующих на грани нулевой рентабельности — таковых у нас около 30%. С точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, у государства интереса к этим организациям нет, но занять людей чем-то другим пока тоже не получается. Надеемся на Программу возрождения и развития села, в соответствии с которой около 100 тыс. работающих в сельхозорганизациях должны «плавно» перейти в другие сферы деятельности. Изменить ситуацию призван и Декрет Президента от 20.12.2007 № 9, стимулирующий развитие на селе разные формы занятости (предпринимательства).

Беседовал Федор ЗАЯЦ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений