Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Преференции для экспортера

Экономический суд СНГ по запросу Исполкома Содружества рассмотрел дело, с которым обратился концерн "Беллегпром"...
Экономический суд СНГ по запросу Исполкома Содружества рассмотрел дело, с которым обратился концерн "Беллегпром". Суду предстояло ответить на два вопроса: при каких условиях импорт товара, происходящего из страны -- участницы Соглашения о создании зоны свободной торговли, влечет предоставление тарифных преференций резидентам других стран, его подписавших? И обязательно ли наличие при этом прямой хозяйственно-договорной связи между резидентами страны происхождения товара и страны ввоза?

С этими вопросами связано немало проблемных ситуаций, поскольку постоянно меняются условия предоставления льгот, устанавливаемых Правилами определения страны происхождения товаров. Первая их редакция датируется 1993г., изменения в отдельные пункты вносились в 1994 и 1996гг., а новые утверждены 2000-11-30г. в Минске. К сожалению, межгосударственные акты не всегда и не для всех стран вступают в силу сразу после подписания, так как их ратификация затягивается подчас на годы. К примеру, для Беларуси они стали действовать с 2002-07-22г. Туркменистан и Узбекистан их вообще не подписали. Учитывая, что многие внешнеторговые сделки между предприятиями стран Содружества носят долговременный характер, нередко осуществляются через посредников с большими временными интервалами (товар может месяцами храниться на складах, а контракты заключаются на перспективу), то изменения в условиях предоставления льгот могут принести значительные убытки. Второй распространенной причиной последних являются разночтения в толкованиях правовых актов.

На этот раз объектом толкования стало применение п.9 Правил в редакции от 18.10.96г., согласно которому товар считается происходящим из таможенной территории государств -- участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, экспортируется резидентами одного из государств Соглашения и ввозится таким же резидентом с таможенной территории другого государства -- участника Соглашения.

Как следовало из материалов дела, налицо было различное понимание данного пункта субъектами хозяйствования и госорганами при решении вопросов о предоставлении тарифных льгот в отношении товаров, происходящих из стран СНГ.

К примеру, до недавнего времени в практике российских таможенных органов основанием для предоставления льгот была обязательная поставка товара в Россию из другой страны -- участницы Соглашения по договору между предприятиями -- резидентами России и любой другой такой страны. Наличия же прямого договора между импортером и экспортером страны происхождения товара не требовалось.

В то же время в Украине для предоставления преференций требовалось выполнение правила "непосредственной закупки" установленного национальным законом и отсутствующего в Соглашении и Правилах. В Армении для получения льгот требуется наличие прямой договорно-хозяйственной связи между экспортером и импортером. В Беларуси, как уже упоминалось, до недавнего времени действовали Правила 1996г., отличающиеся по серьезным позициям от новых.

Конечный же результат такого "разнообразия" для многих предприятий -- субъектов ВЭД зачастую был плачевным: закупая сырье у туркменских производителей и перепродавая его через полгода белорусским или украинским импортерам, российский посредник не мог гарантировать своим партнерам по бизнесу преференции в стране назначения.

Кстати, отдельные неясные моменты уже разъяснялись решением о толковании и консультативным заключением Экономического суда в январе и ноябре 1998г. Тогда они помогли многим предприятиям и госорганам в странах Содружества сгладить некоторые острые углы правоприменительной практики Соглашения и Правил.

В последнем, сентябрьском, консультативном заключении о толковании п.9 Правил от 24.09.93г. в редакции от 18.10.96г. Экономический суд разъяснил, что импорт товара, происходящего из государства -- участника Соглашения о создании зоны свободной торговли, влечет предоставление тарифных преференций резидентам других государств -- участников данного Соглашения при наличии одновременно следующих условий: товар должен соответствовать критериям происхождения, установленным Правилами, быть заявленным резидентом одного из государств -- участников Соглашения в таможенном режиме экспорта, должен предназначаться для таможенной территории государства -- участника Соглашения, импортирующего товар. Также товар должен ввозиться резидентом страны Соглашения с таможенной территории экспортера страны происхождения товара, участвующей в Соглашении, импортироваться на основании договора между резидентами государств -- участников Соглашения. При этом наличие между ними прямой хозяйственно-договорной связи не является обязательным.

Отметим, что перечисленные условия предоставления льгот действуют только по тем правоотношениям, которые возникли в странах зоны свободной торговли до вступления в них в силу Решения о Правилах определения страны происхождения товаров от 2000-11-30г. При рассмотрении споров, предметом которых является предоставление преференций, установленных Правилами в редакции 1996г., судебные и иные госорганы должны учитывать консультативное заключение Экономического суда СНГ.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений