$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕИМУЩЕСТВЕ©

14.04.2015

Деловому сообществу предложено до 20 апреля обсудить проект Директивы «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь» и представить свои предложения. Но пока энтузиасты-предприниматели и их консультанты ищут пути смягчения административного и фискального бремени, в кабинетах чиновников зреют проекты прямо противоположного содержания.

Особые надежды в бизнес-союзах возлагают на пункт 5 проекта директивы, где обещается придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Собственно, такое придание и переход неустанно декларируются уже несколько лет. Именно на это были направлены изменения, внесенные еще в 2012 г. в Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Теперь в проекте директивы предлагается:

– обеспечить защиту права руководителей компаний на деловой риск;

– ввести мораторий сроком на 3 года на проведение проверок, мониторингов и других аналогичных мероприятий субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность более 3 лет и не имеющих нарушений законодательства за последние 3 года, а также на расширение перечня контролирующих (надзорных) органов, сфер контроля (надзора), оснований для проведения внеплановых проверок;

– законодательно предусмотреть, что деятельность субъекта хозяйствования может быть приостановлена только в случае угрозы национальной безопасности, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и только в случае, если иным образом устранить угрозу не представляется возможным;

– запретить назначение проверок по поступившей жалобе без предварительного предоставления возможности субъекту хозяйствования оспорить основание для ее назначения.

СТОИТ ли тешить себя подобными мечтами? Напомню, Законом от 5.01.2015 № 241-З в ст. 5.4 КоАП и ст. 39 УК уже введено понятие экономического (делового) риска, признание которого обоснованным позволяет избежать административной и уголовной ответственности. Правда, никто пока не объяснил, как суды будут признавать обоснованность такого риска и оценивать, действительно ли поставленная цель могла быть достигнута и не рискованными деяниями (решениями), но с меньшим экономическим результатом. Зато чиновники смогут с чистым сердцем отрапортовать, что норма будущей директивы выполнена авансом.

Весьма забавно выглядит призыв к 3-летнему мораторию на проверки, если за 3 предыдущих года не допускалось никаких нарушений. Но вряд ли таких счастливчиков будет много — соблюсти все требования отечественного законодательства, не вызвав нареканий проверяющих, весьма непросто. Не случайно результативность проверок в республике неизменно близка к 100%. Гораздо логичнее было бы установить 3–5-летний мораторий на проведение проверок новых предприятий (разумеется, с определенными ограничениями при ликвидации в течение этого срока). Несколько запоздал призыв остановить расширение перечня контролирующих органов. Их согласно перечню, утвержденному Указом № 510, и так насчитывается 39 — куда уж больше?

ИНТЕРЕСНО, что пока идет обсуждение проекта директивы, представители МНС и генпрокуратуры недвусмысленно заявляют о необходимости ужесточения налогового законодательства и санкций за его нарушение. Словами дело отнюдь не ограничивается. Так, уже существует проект закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь», содержание которого вряд ли обрадует бизнес. Например, в нем предлагается дополнить Уголовный кодекс статьей 2431, согласно которой неисполнение либо ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей по организации или ведению бухгалтерского учета (учетных документов) либо по обеспечению сохранности документов бухгалтерского, налогового учета или других документов, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), вследствие недобросовестного или небрежного отношения, повлекшее неуплату (неполную уплату) налогов, сборов в бюджет, в крупном размере (свыше 1000 базовых величин), будет наказываться штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок. Таким образом, потеря или уничтожение документов повлечет не только определение налогов расчетным методом и штрафы, но и более серьезные последствия.

Административным нарушением предлагается считать не только осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо лицензии (подп.11 ст. 12.7 КоАП), но и покушение на такую деятельность. По мнению авторов проекта, это необходимо для упорядочения деятельности физических лиц, особенно в сфере парикмахерских услуг, при выполнении строительных работ, автосервиса и т.д. Напомню, согласно ст. 2.3 КоАП административная ответственность за покушение на административное правонарушение наступает в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП. А потому с принятием закона попытка кого-то постричь или что-то отремонтировать (на любой стадии, начиная, скажем, с объявления на столбе) может стать причиной штрафа еще до фактического оказания подобных услуг, получения денег и т.п. — без контрольных закупок и других утомительных приемов ловли и изобличения нарушителя.

В ст. 12.18 КоАП предлагается установить меры ответственности в отношении индивидуального предпринимателя и юридического лица, а не только работников, а также ввести ответственность за повторное нарушение порядка приема наличных денежных средств.

Интересный стимул придумали белорусские законотворцы для развития электронного декларирования и стимулирования плательщиков к его активному использованию. Статья 13.4 КоАП дополняется примечанием, которое позволит минимальные и максимальные размеры административных взысканий, предусмотренных частями 1–3 этой статьи за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности, при представлении в инспекции МНС налоговых деклараций (расчетов) по установленным форматам в виде электронного документа уменьшать на 5%.

Существенно предлагается увеличить ответственность налоговых агентов. Если сегодня за отсутствие у них учета начисленных и (или) выплаченных плательщику доходов либо их неотражение (неполное отражение) грозит по ст.13.5 КоАП штраф от 1 до 5 базовых величин, на ИП — от 2 до 10, а на юрлицо — от 5 до 50, то согласно проекту закона такое нарушение, повлекшее за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин), повлечет штрафы, верхний предел которых вдвое выше, а для ИП — в 5 раз. В случае совершения такого нарушения повторно в течение одного года суммы штрафов удваиваются. Таким способом власти намерены привлекать к ответственности лиц, виновных в выплате работникам зарплаты в конвертах.

Штраф за неуплату или неполную уплату плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) вырастет с 20% суммы недоплаты до 50% (п. 1. ст. 13.6 КоАП), а штрафы за неуплату или неполную уплату налогов, совершенную должностным лицом юридического лица по неосторожности, увеличиваются вдвое (п.п. 2 и 3 ст. 13.6 КоАП). Кроме того, в этой статье появляются весьма серьезные штрафы, которые будут налагаться в случае выявления повторных нарушений.

Еще более эффективным инструментом пополнения казны может стать указ «О мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов», проект которого также ждет согласования и утверждения. В нем предусматривается, что субъекты хозяйствования обязаны по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля осуществить в порядке, определенном подп. 1.11 п.1 Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», налогообложение хозяйственных операций с коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем, в отношении которого составлено заключение о наличии одного или нескольких оснований для включения в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, а также информации и документов, подтверждающих совершение субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование указанного субъекта в совершении такого правонарушения. Если компания, получив такое предписание, добровольно внесет коррективы в налоговую декларацию и доплатит налоги без проведения проверки, ей удастся избежать административной ответственности по ст. 13.6 КоАП, а контролирующим органам не понадобится тратить казенное время на проверку, доказывание вины и прочие судебные формальности. Правда, заключение и предписание можно будет обжаловать в течение 10 дней со дня получения, а в случае несогласия с решением по жалобе — в экономическом суде. Надо полагать, там разберутся.

Итак, предупредительный характер может оказаться весьма нордическим, а профилактические меры — не мягче разборки по факту. При таких нововведениях дискутировать о праве на деловой риск и ограничении плановых и внеплановых проверок — одно удовольствие…

Леонид ФРИДКИН