Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Приватизация
02.04.2010 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Предприятие на выданье

Кто поведет его под венец?

Процедура приватизации пяти предприятий, определенных распоряжением Президента Беларуси от 1.03.2010 № 67, привлекает пристальное внимание как белорусских, так и многих зарубежных бизнесменов, т.к. показывает перспективы всей белорусской приватизации. Особую роль здесь призваны сыграть компании, выбранные Государственным комитетом по имуществу для помощи в реализации этого проекта. О том, что могут и должны сделать консультанты, рассказывает директор ИООО «Эрнст энд Янг» Павел ЛАЩЕНКО — руководитель белорусского офиса одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых компаний мира Ernst & Young.

— Павел Анатольевич, в чем будут заключаться услуги вашей компании как консультанта по приватизации?

— Работа консультантов будет состоять из нескольких этапов. Первый из них — подготовка предприятия к приватизации. При этом разрабатывается финансовая модель деятельности предприятия, инвестиционный (приватизационный) меморандум (в краткой и полной форме), расширенный список потенциально заинтересованных инвесторов, график приватизационного процесса.

На втором этапе (по согласованию сторон) проводится комплексная (финансовая, налоговая и юридическая) проверка. По ее результатам готовится отчет.

На третьем этапе обязательно рассылается информация потенциально заинтересованным инвесторам, идет предварительное общение с ними, разрабатывается стратегия дальнейшего процесса и варианты сделок с инвесторами.

На четвертом этапе проводятся переговоры с инвесторами, выразившими заинтересованность, включая организацию. Оказывается помощь предприятию в процессе проведения инвесторами комплексной проверки.

Завершающий этап включает сопровождение переговорного процесса, помощь в структурировании сделки по продаже предприятия и ее закрытие.

— Вписывается ли обычная практика работы вашей компании по консультированию и сопровождению приватизационных сделок в законодательство РБ?

— Не совсем. Институт «инвестиционного агента» — чисто национальное изобретение Беларуси. Исходя из требований Указа от 6.08.2009 № 413 такой агент, представляя инвестиционные интересы правительства, должен работать на безвозмездной основе, а плату за свои услуги получать от потенциального инвестора — за предоставление ему консалтинговых, юридических и маркетинговых услуг, а также за разработку документов.

С первого взгляда виден риск нарушения принципа профессиональной независимости консультанта. Теоретически он, являясь «зависимым» от оплаты потенциального инвестора, будет заинтересован сопровождать сделку, чтобы помочь инвестору купить предприятие подешевле и за это получить вознаграждение подороже. В то же время согласно Указу № 413 консультант официально представляет интересы Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в страну, т.е. его клиент — это правительство и предприятие, подлежащее приватизации, т.е. консультанту надо продавать «подороже». Нонсенс и конфликт интересов.

Поэтому первоочередная задача консультанта при заключении договора — четко прописать механизм своего вознаграждения и избежать конфликта. Здесь важно принципиальное понимание всеми сторонами: кто кого обслуживает, кто чьи интересы представляет и кто кому платит. Поэтому механизм вознаграждения консультанта будет непосредственно увязан с подготовкой предприятия к продаже и конечным результатом консультаций, т.е. самой продажей.

— Как планируется строить сотрудничество консультанта с правительством, Госкомимуществом и потенциальными инвесторами?

— Поскольку клиентом компании-консультанта является приватизируемое предприятие и правительство Беларуси в лице Госкомимущества, то, я думаю, что роль двух последних будет ключевой на стадии заключения договора по получению статуса «инвестиционного агента» в части определения оплаты консультанта и его официального закрепления за приватизируемым предприятием. Мы полагаем, что эти важные вопросы должны регулироваться договором с самого начала. На стадии переговоров с потенциальными инвесторами и в момент проведения конкурса актуальна активная вовлеченность правительства и Госкомимущества. Их позиция принципиально важна на первой и последней стадии сотрудничества с консультантом. Все другие промежуточные стадии требуют активного участия руководства приватизируемого предприятия и текущей работы консультанта с потенциальными инвесторами.

— Как будет регулироваться вопрос оплаты услуг консультантов?

— По нашему видению, в два этапа: на первом — непосредственно самим приватизируемым предприятием на стадии его подготовки к эффективной продаже. Речь идет о подготовке инвестиционного (приватизационного) меморандума и об относительно незначительных суммах вознаграждения. Второй этап напрямую зависит от возможностей консультанта помочь совершить эффективную (т.е. своевременную и по справедливой стоимости) продажу потенциальному инвестору. Вознаграждение на этом этапе, как правило, предполагает «премию за успех» или, проще говоря, процент от продажи, который ему технически перечислит инвестор или Госкомимущество. Очевидно, что чем выше продажная цена предприятия, тем большее вознаграждение получит консультант. Чтобы понимать нашу роль и процесс оплаты, хочу провести такую аналогию. Консультант в приватизации выступает в роли профессиональной «свахи», которого нанимают родители (правительство) не очень привлекательной девушки- дурнушки (приватизируемого предприятия), чтобы успешней выдать ее замуж. С чего начнет «сваха»? С наведения красоты — за особую плату. Профессионально сделанная прическа, маникюр и макияж, хорошо подобранная одежда… И глядишь, перед нами привлекательная невеста на выданье. Вот тут-то «сваха» и покажет свой профессионализм не как парикмахер, а как знаток всех потенциальных женихов в округе, который заинтересован в том, чтобы составить девушке и родителям наиболее выгодную партию. И соответственно получить за это достойное вознаграждение от родителей и благодарность от всех заинтересованных, включая жениха. Так и консультант, «причесав» приватизируемое предприятие и хорошо зная круг потенциальных инвесторов, стремится сделать наиболее выгодную «партию» для правительства и предприятия.

— Могут ли белорусские бизнесмены рассчитывать на участие в приватизации ОАО, выбранных к продаже? Будут ли вообще покупатели при заявленных государством условиях?

— Я полагаю, покупатели будут. И среди них вполне могут быть в том числе и белорусские бизнесмены. Хотя заранее определенные обязательные условия конкурса и то, что предприятия не являются «голубыми фишками», могут усложнить процедуру продажи. Но пока речь идет о показательном процессе приватизации на уровне «пилотных» проектов, где правительству необходима демонстрация успеха. По каждому из пяти акционерных обществ уже известны и определены индивидуальные обязательные условия конкурса, которые в зависимости от предприятия включают создание дополнительных производственных мощностей, дополнительный взнос в уставный фонд, предоставление кредитных ресурсов в заданном объеме и ценовых параметрах, сохранение профиля предприятия и количества рабочих мест в течение ряда лет. Все это может несколько умерить пыл потенциальных покупателей. Поэтому для того, чтобы продажа завершилась успешно и в оговоренные сроки, нужно будет приложить немало усилий всем заинтересованным сторонам и в первую очередь руководству предприятий и консультантам.

— В 2008–2009 гг. согласно исследованиям вашей компании на мировых рынках слияний и поглощений (M&A) отмечен значительный спад. Изменится ли ситуация в текущем году, и как это отразится на инвестиционных процессах в нашей стране?

— Ситуация уже меняется. И те компании, кто успешно преодолел кризис, показывают достаточный интерес к последующей географической экспансии, в т.ч. прежде всего за счет сделок M&A в других странах. И Беларусь, безусловно, в силу ряда причин рассматривается как один из перспективных и многообещающих рынков для такой экспансии капитала. Важно только, чтобы правительство не упустило, правильно, своевременно и профессионально адресовало этот проявляемый интерес инвесторов.

— Что делать, если выяснится, что выше балансовой стоимости представленные предприятия не продать?

— Правительству Беларуси в лице Госкомимущества нужно будет садиться за стол переговоров с инвестором и договариваться.

— Можно ли рассматривать проект продажи пяти акционерных обществ как пролог к массовой приватизации?

— К массовой — нет, не думаю. Полагаю, что приватизация в ближайшие годы будет носить точечный или «лотный» характер (лот из 5–7 ОАО, которые будут определяться указами Президента и т.д.). Тем более надо учитывать, что все-таки многие потенциальные инвесторы еще латают собственные посткризисные дыры. Зная это, правительство и глава государства Беларуси выжидают. Тем не менее продажа этих пяти предприятий очень важна как для страны, так и для потенциальных инвесторов. Это своего рода демонстрация и сигнал мировому бизнес-сообществу о том, что «лед тронулся», механизм прозрачной и понятной продажи налажен и приватизация в Беларуси началась.

Беседовала  Оксана КУЗНЕЦОВА

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений