$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ПОРА УЧИТЬСЯ©

08.09.2015

в соответствии с концепцией

Обучение предпринимателей и менеджеров в Беларуси должно развиваться по плану. Его основные черты определены в Концепции формирования и развития системы бизнес-образования и плане мероприятий по ее реализации, утвержденных постановлением Совмина от 31.08.2015 № 734.

Напомним, проект концепции, вынесенный на обсуждение год назад, был серьезно раскритикован предпринимательскими союзами и Ассоциацией развития менеджмента. Авторов документа упрекали в попытке усиления государственного регулирования, создании препятствий для привлечения частных инвестиций, отсутствии налоговых стимулов и даже в неправильном структурировании рынка бизнес-образования (см. «ЭГ» от 12.09.2014 № 68, от 19.12.2014 № 95). Отчасти эти замечания были учтены. Итоговый вариант концепции вдвое меньше проекта, но в нем уместились основные направления государственной политики в этой сфере, оценка потенциала и перспектив развития рынка бизнес-образования в 2016– 2020 гг.

Считается, что история развития делового образования в Беларуси началась в 1993 г., когда появились первые специализированные образовательные структуры, ориентированные на потребности частного бизнеса в организационно-управленческих инновациях. Однако в концепции утверждается, что стадия становления все еще не пройдена. В законодательстве до сих пор отсутствует понятие «бизнес-образование» как обучение специалистов, выполняющих функции управления в коммерческих организациях. Этот пробел предстоит восполнить.

Отечественный рынок бизнес-образования невелик. По оценке авторов концепции, его емкость составляет всего 7 млн. USD (с учетом обучения по программам МВА). В частности, рынок краткосрочного бизнес-образования оценивается примерно в 5,5 млн. USD — при минимальной стоимости одного образовательного продукта (семинара, тренинга) для одного слушателя примерно в 75 USD по средней рыночной стоимости. Эти расчеты сделаны исходя из предположения, что в обучении заинтересована 1/5 субъектов хозяйствования страны, т.е. около 73,8 тыс. юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Планируется, что к 2020 г. годовой объем рынка вырастет до 50 млн. USD, число специалистов, обучающихся по программам МВА, увеличится с 1,2 тыс. в 1996–2014 гг. до 1,5 тыс. в год, а количество бизнес-школ достигнет 25. Предполагается, что спрос на эти кадры найдется.

Фактически услугами бизнес-образования признается подготовка магистров на II ступени высшего образования (раньше сюда включали и I ступень), повышение квалификации, переподготовка руководящих работников и специалистов с высшим и средним специальным образованием, стажировка, обучающие курсы (лектории, тематические семинары, тренинги), обучение в организациях, а также учеба по программам МВА (Executive MBA, Mini MBA). Участниками рынка определены государственные учреждения образования (Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Высшая школа управления и бизнеса БГЭУ и др.) и частные организации (Бизнес-школа Института приватизации и менеджмента, группа компаний «Здесь и сейчас», компания «XXI ВЕК-КОНСАЛТ» и др.). Признается, что организации, в первую очередь, удостоенные упоминания в концепции, являются центрами компетенций в области бизнес-образования как по качеству обучения, так и по используемым методикам и технологиям.

Вместо глобализации — госрегулирование

Проанализировав мировой опыт, авторы концепции признали, что основной формой бизнес-образования является подготовка по программам MBA в учебных заведениях, аккредитованных авторитетными международными организациями. Но мы пойдем другим путем: вместо равнения на зарубежные стандарты в республике будет создан национальный институт государственной аккредитации бизнес-школ. Так что главная тема концепции — усиление государственного регулирования, основным инструментом которой станет Республиканский совет по развитию системы бизнес-образованиякоординирующий и совещательный орган, объединяющий представителей нанимателей и работников, учреждений образования и республиканских органов госуправления. Он и займется формированием и обеспечением функционирования системы аккредитации субъектов рынка бизнес-образования с учетом мирового опыта. При этом в концепции не уточняется, в какой мере этот учет примет во внимание полученные частными образовательными компаниями зарубежные регалии. На основании предложений совета аккредитовывать бизнес-школы будет Министерство образования.

Государственная аккредитация бизнес-школ будет проводиться на основе следующих критериев:

1) выполнение требований законодательства об образовании;

2) отсутствие грубых нарушений бизнес-школой, ее филиалами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий;

3) наличие:

– образовательных программ, реализуемых с участием зарубежных партнеров, о которых должны быть представлены сведения, подтверждающие их высокий профессиональный уровень;

– приглашенных иностранных преподавателей и преподавателей, имеющих сертификаты, подтверждающие уровень профессиональной компетентности;

– преподавателей с опытом консалтинговой деятельности и преподающих практиков бизнеса в профессорско-преподавательском составе;

– слушателей, прошедших зарубежные стажировки в течение календарного года.

Кроме того, планируется проверить наличие: технических средств обучения для проведения практических занятий; регулярной оценки аккредитуемой образовательной программы профессиональными ассоциациями участников рынка бизнес-образования; подразделения (сотрудника), осуществляющего содействие в трудоустройстве выпускников; членства в профессиональных ассоциациях участников рынка бизнес-образования.

Помимо подготовки по программам MBA, бизнес-образование за рубежом может проводиться в форме подготовки бакалавров и магистров по специальности «Бизнес-администрирование» (I и II ступени высшего образования), повышения квалификации в области бизнеса и менеджмента (Management Training); профессиональной переподготовки в области бизнеса и менеджмента (Executive Development). При этом планируется в следующем году определить правовой статус программ МВА (магистратура, переподготовка) и Executive MBA, Mini MBA (повышение квалификации) в качестве программ дополнительного образования для управленческих кадров.

Организационные формы бизнес-образования сводятся к двум базовым моделям: классические бизнес-школы при университетах, готовящие преимущественно экспертов с широкими знаниями, которые могут быть как бизнес-аналитиками, так и менеджерами; школы предпринимательского типа, функционирующие как коммерческие организации и готовящие предпринимателей и менеджеров.

Все поправимо

По мнению авторов концепции, для отечественного рынка бизнес-образования «в той или иной степени характерно большинство мировых тенденций развития бизнес-образования». При этом существуют всего 3 ключевые проблемы системного характера.

Во-первых, Кодекс об образовании не предоставляет право реализовывать образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов организациям, не являющимся учреждениями образования. В результате их потенциал задействован далеко не полностью.

Во-вторых, недостаточная интегрированность в международное образовательное пространство. Лишь несколько отечественных организаций, предоставляющих услуги бизнес-образования, имеют договорные отношения с зарубежными бизнес-школами и используют иностранные образовательные стандарты и методики. Исправить эти недостатки предполагается путем внесения поправок в кодекс и развития сотрудничества, включая реализацию проектов международной технической помощи.

В-третьих, в стране сложился невысокий платежеспособный спрос на услуги бизнес-образования, нет организационно-экономического механизма государственного стимулирования рынка. «Столичная» стоимость услуг зачастую высока для региональных субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате 90% рынка бизнес-образования сконцентрировано в Минске, а на другие города приходится всего 10%. К тому же госпредприятия видят в расходах на обучение скорее дополнительные затраты, чем инвестиции в организационно-управленческие технологии, повышающие конкурентоспособность.

Где взять спрос

В целях стимулирования спроса на услуги бизнес-образования, по мнению авторов концепции, необходимо внедрить систему профессиональных стандартов и сертификации преподавателей в каждой профессиональной области на основе компетентностного подхода. Кроме того, желательно сформировать систему независимой оценки квалификации преподавателей и общественной (добровольной) аккредитации субъектов рынка бизнес-образования.

В целом система бизнес-образования должна стать трехуровневой, включая вузы, бизнес-школы на базе коммерческих организаций, а также иных участников рынка, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Эта конструкция невозможна без упрощения порядка лицензирования, получения разрешения на открытие новых специальностей, без проведения аккредитации бизнес-школ. Во время обсуждения проекта концепции речь шла о двухуровневой системе. В ней первый уровень должны были составлять Национальный институт бизнеса на базе ГУО «Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ» и сеть высших школ бизнеса на основе действующих вузов, а второй — сеть бизнес-школ на базе коммерческих организаций, предоставляющих услуги бизнес-образования, а также учебных центров крупных предприятий. Однако в концепции запланирована подготовка проекта нормативного правового акта, регламентирующего порядок разработки и внедрение системы профессиональных стандартов для должностей, связанных с выполнением функций управления коммерческими организациями. Так что наличие сертификата может стать серьезным фактором карьерного роста.

Елена ПЕТРОШЕВИЧ