Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Предпринимателям "песни" не нужны

Правительству предстоит выбирать из двух законопроектов...
Правительству предстоит выбирать из двух законопроектов

Подготовка законопроекта "О поддержке малого и среднего предпринимательства" вышла на финишную прямую. На нынешней неделе этот крайне важный для бизнеса документ начал "обкатку" в регионах - разработчики намерены обсудить его с местными предпринимательскими объединениями и властями, после чего он будет окончательно доработан и внесен (предположительно до начала августа) в Совет Министров. Разработкой законопроекта занимается рабочая группа, в которую вошли представители Белорусского союза предпринимателей и нанимателей им. М.С.Кунявского (БСПН), Совета по развитию предпринимательства в РБ, Международной финансовой корпорации (МФК), Палаты представителей Национального собрания.

Заметим, что сегодня в правительстве уже находится аналогичный законопроект, подготовленный Министерством экономики. В конце июня он рассматривался президиумом Совета Министров, но был признан сырым и отправлен на доработку (см. "НЭГ" № 46). Собственно, именно неудовлетворительное качество так называемого официального законопроекта и побудило предпринимателей заняться подготовкой альтернативного варианта, который бы на самом деле, а не декларативно, способствовал развитию бизнеса в стране. "Проект закона, подготовленный Минэкономики, написан хорошо, красиво, его можно читать как песню. Но нам нужны не песни, нам нужны конкретные дела, реальная поддержка бизнеса", - отметил на презентации проекта закона в Гродно консультант МФК Валерий Фадеев. В то же время он подчеркнул, что рабочая группа не ставила перед собой цель "абсолютно все переписать". В альтернативном проекте использовано все лучшее, что имеется в варианте Минэкономики.

Достоинств в подготовленном законопроекте было названо немало. В частности, норма о том, что при подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих  деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, должна проводиться обязательная оценка последствий их влияния  на финансово-экономические результаты работы этих субъектов. Сегодня законопроекты принимаются совсем с других позиций: повлечет это дополнительные расходы из госбюджета или нет.

В альтернативном варианте присутствует норма, которая в свое время была исключена из Налогового кодекса, а именно: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  поддержке предпринимательства должны трактоваться в пользу субъектов предпринимательства. Разработчики предлагают вводить в действие акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, через 6-12 месяцев после их опубликования, но не ранее нового финансового года, чтобы у предпринимателей был адаптационный период.

В законопроект введено понятие "субъекты семейного предпринимательства", для которых устанавливаются более упрощенные условия работы по сравнению с остальными субъектами малого бизнеса. Кроме того, в нем записана достаточно смелая норма, согласно которой госорганам запрещается принимать нормативные правовые акты, устанавливающие привилегированное  положение субъектов хозяйствования государственной формы собственности по сравнению с предпринимателями частной формы собственности. По мнению разработчиков, эта норма наверняка вызовет ожесточенные споры среди представителей госорганов и ее даже могут в конечном итоге выбросить. Однако внести это требование они посчитали крайне важным.

Наряду с ответственностью госорганов и их должностных лиц за убытки, причиненные субъектам малого и среднего бизнеса, законопроектом вводится ответственность и самих субъектов предпринимательства. При этом вина последних должна быть доказана лицом (органом), налагающим взыскание. Обязательным условием привлечения к ответственности является указание на нарушение конкретных норм актов законодательства, устанавливающих правило поведения субъекта предпринимательства и ответственность за нарушение этого правила. Эта норма крайне актуальна, считают члены рабочей группы, поскольку сегодня к предпринимателям зачастую применяется так называемая безвиновная ответственность.

Всего же законопроект содержит 5 глав и 33 статьи (вариант Минэкономики - 4 главы и 22 статьи). Однако не в объеме дело. Законопроект получился более конкретный, в нем содержится больше норм прямого действия, считают разработчики. Безусловно, у них было гораздо больше свободы для творчества по сравнению с чиновниками, признают они, надеясь, что именно их проекту закона в конечном итоге и будет отдано предпочтение.

Обсуждение проекта показало, что в основном заинтересованные лица остались довольны им. Не высказали претензий к документу и представители местной власти.