$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Предпринимательское чутье найдет дорогу

23.12.2008

    «По большому счету кризис еще нас не коснулся — мы находимся в начале пути…» — подчеркнул в прошлую пятницу заместитель министра экономики Андрей Тур, выступая на третьем международном саммите директоров.

    Саммит проходил в минском отеле «Европа» в рамках заключительных мероприятий профессионального конкурса «Брэнд года», которые включены в программу правительства РБ по развитию экспортного потенциала. На традиционный сбор собрались самые молодые и успешные представители отечественного бизнеса.

Стратегию выживания — к 1 января

    «Стратегия, которая была выработана за прошедшие годы, создала большой запас прочности, стабильности и равновесия нашей экономики, поэтому год закончим в прогнозируемых пределах: параметры социально-экономического развития остаются сбалансированными», — оптимистично заверил А.Тур. Правда, кризис с фондового и финансового рынка уже переместился на рынки товаров и услуг. Падает экспорт, российские предприятия сокращают производство, в состоянии стагнации находится экономика Украины. Замминистра советует действовать на опережение. «Экономический кризис — особый механизм перераспределения доходов, собственности и ресурсов. Верно избранная тактика позволит выйти из него еще более сильным и устойчивым», — считает А.Тур.

    Воистину, «что нас не убивает, то делает нас сильнее». Важно знать ситуацию в разных регионах и отраслях, чтобы выбирать наиболее безопасные для работы зоны. Так, кризис, поразивший США и ЕС, пока мало затронул страны Азии и Латинской Америки, на рынки которых теперь (стараясь сохранить традиционные) нужно обратить серьезное внимание, — уверен замминистра экономики. Впрочем, универсальной экспортной политики нет. Тут уж все будет зависеть от способностей, предпринимательского чутья самих бизнесменов.

    Правительство также разрабатывает стратегию выживания экономики всей страны, одной из основ которой должна стать либерализация, сокращение административных барьеров. Первоочередные документы в этом направлении должны быть приняты до 1.01.2009 г., а часть появилась уже сегодня. В свою очередь правительство ждет от бизнес-сообщества предложений по выводу из-под угрозы кризиса их предприятий, отраслей, регионов, рынков сбыта. При этом главным условием реализации этих предложений должна быть их гармонизация с интересами экономики, государства и общества. Впрочем, у участников саммита таких идей за последние 10 лет накипело множество — от упрощения ценообразования и снижения налогового бремени до сокращения числа чиновников. Было бы желание их принять.

Объединяться и не допускать протекционизма

    Правительство намерено развивать международное экономическое сотрудничество, прежде всего — в рамках Союзного государства и Таможенного союза. Как сообщил замдиректора департамента внешнеэкономической деятельности МИД РБ Антон Кудасов, Договор о создании единой Таможенной территории России, Беларуси и Казахстана начал действовать с октября с.г. В рамках создания Таможенного союза трех государств уже завизировано 20 документов, к марту за ними последуют остальные 12. А к апрелю можно будет выйти на создание самого нормального, по словам президента Казахстана Н.Назарбаева, интеграционного объединения.

    Белорусы предлагают считать на внешних рынках продукцию Беларуси, России, Казахстана товарами, происходящими из Таможенного союза (а для белорусов и россиян — товаров Союзного государства). Рассматриваются вопросы использования в расчетах российского рубля, разрешения свободно открывать счета россиянам в Беларуси, а белорусам — в России, частично перенести контроль с российско-белорусской границы на внешние рубежи наших стран. Актуальным остается освобождение экспорта от таможенных пошлин (прежде всего на нефть и нефтепродукты). Но пойдет ли на это Россия?

    Есть подвижки и на западном направлении. Чтобы их не утратить, Беларуси важно не допустить протекционизма в торговле, предупредил представитель МИД. Ведь ограничения в отношении импорта, хоть они и защищают отечественного производителя, могут вызвать адекватный ответ за рубежом, что чревато неприятностями для наших же предприятий.

Зачистка: если хочешь быть здоров…

    Сегодня никто не может точно сказать, сколько продлится кризис и как ему противостоять. По мнению директора аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, кризис будет бушевать 2-3 года. При этом, по мнению аналитика, произойдет «зачистка» экономики от неэффективно работающих структур. Возможны проблемы для экспортеров из-за снижения активности на внешних рынках, а это повлечет сокращение производства (до 30%) и ухудшение ситуации на рынка труда. Ее усугубит возврат из-за рубежа 1 млн. белорусов, работающих за границей, привлекающих ежегодно в страну, по оценке Л.Заико, до 6 млрд. USD. Другим проявлением кризиса эксперт считает снижение цен. К этому призывают и постановления правительства № 1834 и № 1903. Но если многим предприятиям трудно решиться на скидки, то наиболее дальновидными, по словам Л.Заико, окажутся те, кто очистит склады к февралю.

    Кризис — хороший шанс для лоббирования бизнесом своих интересов — снижения налогов, отмены регистрации цен и т. п. Ведь если в Беларуси цены, скажем, на мясо бройлеров, выше, чем в Польше, объяснять это калькуляцией бессмысленно. В рыночной экономике цены нивелирует не государство, а соотношение спроса и предложения. К тому же экономический кризис породит новый формат собственников. Л.Заико уверен, что кризиса не нужно бояться, а использовать новые открывающиеся возможности: сейчас время делать деньги.

Дожить до рассвета

    Если в правительственных кабинетах да и экспертном сообществе нашей страны кризисная тематика активно зазвучала лишь осенью с.г., то в офисе БТА Банка обсуждать ее стали еще в июле 2007 г. Дело в том, что его деятельность в силу политики казахстанских учредителей включала операции на международных рынках капитала. Как сообщил на саммите директоров председатель правления БТА Банка Султан Маренов, уже тогда стала ощущаться угроза финансовому спокойствию и пришлось перестраивать работу. Кризис, по его словам, ставит каждого участника рынка перед выбором: ежедневно отслеживать ситуацию и реагировать на нее либо сделать приоритетом работу на долгосрочную перспективу. БТА Банк предпочел второе и «стал фокусировать внимание на ценностях, которые приведут к успеху в будущем, пожертвовав доходами в краткосрочной перспективе».

    Были сформулированы четыре основные задачи, решению которых подчинена деятельность всех сотрудников банка. Одна из них — «горевать о кризисе приятнее, когда деньги надежно размещены», отметил С.Маренов. В частности, банк сегодня решил усилить риск-менеджмент. «Мы начинаем мониторинг наших активов: где выше риски, какой сегмент рынка может серьезно пострадать», — пояснил председатель правления. В случае выявления, например, признаков ухудшения экономического положения кого-либо из клиентов, БТА Банк готов ему протянуть руку помощи, чтобы этого не случилось. Работа на долгосрочную перспективу предполагает также уход от высокорискованных операций. «Мы считаем, что нужно умерить свой «аппетит» к рынку и развиваться в рамках общей тенденции, чтобы поддержать стабильную ситуацию до лучших времен», — отметил С.Маренов.

Надежда на дилеров

    Первый сигнал о начале кризиса поступил для СП ЗАО «Милавица» из Казахстана. В этой стране белорусская компания, занимающаяся производством женского белья, ощутила подозрительные «толчки» еще в начале года — начали падать продажи на местном рынке. «Думали, что это случайно, принимали какие-то меры по оздоровлению наших продаж в Казахстане», — говорит гендиректор «Милавицы» Дмитрий Дичковский. В августе-сентябре, по его словам, компания почувствовала серьезные проблемы с реализацией продукции на украинском рынке. Поэтому у «Милавицы» тоже есть собственный опыт борьбы с кризисом. «Смотрели на цены и принимали меры: дали возможность корректировать заказы, работать с большей отсрочкой», — пояснил гендиректор. Этот опыт пригодился, когда в ноябре начало «трясти» самый большой для белорусского экспортера рынок — российский, где число посетителей торговых центров сократилось на 30%.

    Поскольку «Милавица» экспортирует 80% своей продукции, то антикризисные меры на внешних рынках имеют для нее первостепенное значение. «Во-первых, мы полностью пересмотрели свою работу с нашими дилерами, — сообщил Д.Дичковский. — Провели аудит динамики их продаж: сняли остатки склада, делаем мониторинги каждые 10 дней, смотрим, сколько продается в последующие оптовые звенья и розничные каналы, оцениваем возникающую у них задолженность, следим, чтобы деньги, полученные от продажи нашего товара, не уходили на оплату иного товара». Во-вторых, белорусский экспортер пересмотрел длительность отсрочек в расчетах со своими покупателями. В-третьих, такой же отсрочки компания добилась для себя от поставщиков сырья. Эти и другие меры уже начали приносить для нее ощутимую экономическую пользу на экспортных рынках.

    А вот на белорусском рынке «Милавица» пока признаков спада не ощущает. Более того, по словам Д.Дичковского, здесь рост продаж на сегодня составляет около 20% к аналогичному периоду прошлого года.

На отдых без оплаты

    Между тем многие компании «начало трясти» уже и на отечественном рынке. Изменение ситуации здесь почувствовала, например, ПОДО «Онега» — ведущий производитель чипсов в Беларуси. Тем не менее руководство этой компании разделяет мнение об оздоравляющем характере кризиса.

    В частности, осложнение положения импортеров, по словам гендиректора «Онеги» Сергея Метто, является позитивным фактором для местных фирм. Уже стало реальностью снижение на белорусском рынке присутствия иностранных поставщиков чипсов. Снижаются и цены на импортное сырье — на растительное масло (почти вдвое), муку, крахмал. С.Метто убежден, что «Онега» переживет мировой кризис, значительно укрепив на рынке свои позиции. Залогом тому служит усиление ответственности сотрудников за судьбу компании, включая рабочих и менеджеров. Они начали больше работать, принимая на себя дополнительные обязанности по свободным вакансиям. «А группа топ-менеджеров с самой высокой зарплатой предложила уйти в неоплачиваемый 30-дневный отпуск с 25 декабря», — отметил С.Метто.

    По его словам, одним из стратегических направлений деятельности «Онеги» теперь станет снижение издержек для уменьшения цен на продукцию. «Мы сейчас разработали продукт — 100 г за 550 Br, — сообщил гендиректор. — В нем не будет ароматических добавок, что повысит его натуральность».

Тамара МАРКИНА, Михал СТЕЛЬМАК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях