Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2809
EUR:
3.4927
RUB:
3.4771
Золото:
249.91
Серебро:
2.98
Платина:
101.9
Палладий:
106.12
Назад
Консультации
07.10.2005 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Предприниматель и три его работника

На протяжении двух лет деловые люди ломали голову над "проблемой трех работников" для индивидуального предпринимателя, дабы не нарушать установок Декрета Президента от 2003-01-27 г. №4 "О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (далее - Декрет №4)...

На протяжении двух лет деловые люди ломали голову над "проблемой трех работников" для индивидуального предпринимателя, дабы не нарушать установок Декрета Президента от 2003-01-27 г. №4 "О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (далее - Декрет №4).

А с 1 августа вступил в силу Указ от 2005-06-18 г. № 285 "О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности" (далее - Указ № 285), который отменяет Декрет №4. Казалось, он отменит и ограничение насчет трех работников. Но,наоборот, документ закрепляет это правило, перекрывая все видимые лазейки.

Напомним, что Декрет №4 давал гражданину право заниматься предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя с привлечением для этого не более трех физических лиц на основе гражданско-правовых и (или) трудовых договоров и не уточнял, с кем именно должны заключаться указанные договоры. У гражданина оставалась возможность заключать договор либо с другим предпринимателем, либо с юридическим лицом, чтобы привлечь в случае необходимости рабочую силу в нужном количестве.

Что же имеет место после 1 августа? В соответствии с п.2 Указа №285 для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя (далее- ИП) гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, в том числе заключаемым с юридическими лицами. Таким образом,  установлен прямой запрет привлекать для осуществления предпринимательской деятельности работников юридических лиц, которые бы оказывали помощь предпринимателю. В итоге снова нужно решать проблему не только грамотной юридической платформы для работы с большим количеством людей, но и менять уже сложившиеся отношения между субъектами хозяйствования, поскольку действовавшие ранее договоры подпадают под запрет Указа № 285.

Например, ИП имеет собственный торговый объект - небольшое кафе. Для ежедневной работы вполне достаточно и трех работников, но как быть, если хочется расширить сферу деятельности и обслуживать, скажем, различного рода торжества, где персонал из трех человек не справится. Ранее действовавшее правило п.1.1 Декрета № 4 позволяло заключить договор на оказание услуг с юридическим лицом, у которого есть свободные работники: юридическому лицу достаточно было всего лишь внести соответствующий вид деятельности в устав. Фактически услуги оказывали физические лица, но договор с ними не заключался, что позволяло соблюсти нормы Декрета № 4. Со вступлением в силу Указа № 285 ситуация коренным образом меняется, оставляя не у дел отлаженную схему предпринимательской кооперации.

Однако предприниматели наверняка будут искать в правовой базе новые возможности для активной работы. Разумеется, легальной. И белорусское законодательство такой резерв имеет. Например, если Указ № 285 запрещает ИП самому привлекать более трех работников, то ни один нормативный акт не запрещает ему выступать посредником между конечным потребителем услуг и лицами, которые эти услуги будут оказывать. Следовательно, обойти правило "трех работников" можно с помощью посреднических договоров, в частности - договора комиссии.

Итак, ИП заключает договор на оказание услуг с непосредственным потребителем услуг - гражданином или организацией, то есть заказчиком. В соответствии с этим договором ИП должен предоставить помещение для торжества и приготовить угощение для гостей. Кроме этого заключается договор комиссии между ИП и заказчиком, в соответствии с которым ИП (комиссионер) обязуется от своего имени, но за счет комитента (заказчика) заключить одну или несколько сделок для обслуживания торжества, только уже не сотрудниками ИП, а работниками иных лиц. Такая схема поможет, не нарушая требований п.2 Указа № 285, привлекать к работе оптимальное  количество людей.

Уточним: прибыль у ИП и его партнеров не общая, поскольку заказчик расплачивается за услуги на основании договоренности и в соответствии с различными договорами. Поэтому оснований признать деятельность ИП и иных лиц по оказанию услуг заказчику совместной деятельностью (договором простого товарищества) нет. В итоге всякий раз при организации торжества ИП будет заключать с заказчиком два договора - на оказание услуг и договор комиссии. По договору комиссии услуги оказывает сам ИП без привлечения работников со стороны и следовательно без нарушения Указа № 285...

Конечно, наш пример - не панацея. Но приемлемый выход можно найти из любой ситуации, для этого нужно всего лишь знать свои права.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений