$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ПРЕДЕЛЫ СОВЕРШЕНСТВА

14.01.2011

Агентство Standard & Poor’s собирается изменить критерии рейтинговой оценки банков с учетом последствий мирового финансового кризиса и приобретенного при этом опыта. В результате рейтинги финансовых институтов должны стать более прозрачными, а также более сопоставимыми с рейтингами эмитентов из других отраслей экономики. Предполагаемые новшества планируется обсуждать до 7 марта.

Руководство агентства считает, что кризисы случались на протяжении всей истории существования финансовой системы и возможны в будущем. Подъемы, спады и связанная с этими циклами поддержка банковского сектора органами власти должны так или иначе проявляться вновь, независимо от мер, которые принимаются и будут приниматься правительствами.

Новые элементы регулирования, внедрявшиеся после предыдущих кризисов, — например система страхования вкладов, не помогли предотвратить последующие спады. Поэтому уроки недавней экономической рецессии не забывались по мере восстановления экономики и в последующие периоды благоприятной конъюнктуры, способствующей достижению высоких показателей прибыли банков.

Предлагаемые критерии должны повысить прозрачность рейтингов благодаря намного более подробному изложению методики определения кредитных рейтингов банков. Мы начинаем с анализа собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile — SACP) банка, а затем рассматриваем возможности получения этим банком дополнительной прямой поддержки от материнской группы или органов власти. Новые критерии позволяют в большей степени понять, как учитывается влияние органов власти в ходе нашего кредитного анализа.

Одной из особенностей предлагаемых критериев является рост значимости экономических и отраслевых рисков, анализируемых при оценке страновых рисков банковского сектора (Banking Industry Country Risk Assessment — BICRA), для установления «точки отсчета» при определении собственной кредитоспособности финансовой организации (SACP).

Согласно предлагаемым критериям, после определения «точки отсчета» происходит анализ индивидуальных факторов, определяющих кредитоспособность банка (конкурентная позиция, капитал и прибыль, профиль рисков и ликвидность). После этого эксперты изучают вопрос о потенциальной поддержке, на которую может рассчитывать банк (со стороны органов власти или корпоративной группы). Если уровень такой поддержки достаточно высок, банк может получить рейтинг, превышающий оценку его SACP.

Планируется также ряд методологических изменений. В частности, будет скорректирован анализ прибыли, позволяющий в большей степени учитывать способность банка наращивать собственные средства путем капитализации прибыли, а также достаточность прибыли для покрытия ожидаемых убытков и защиты капитала. Предполагается разделить анализ источников фондирования и ликвидности, а также учитывать базу фондирования банка при оценке его бизнес-позиции. При этом будет придаваться меньше значения неподтвержденному позитивному влиянию диверсификации, зато больше внимания уделяться допущению о повышении общего уровня риска по мере усложнения внебалансовых производных инструментов и структурного финансирования. Вводятся стандарты для оценки степени влияния коэффициента капитала, скорректированного на риск, рассчитываемого S&P, на SACP.

Возрастет значимость для определения рейтингов банков показателя BICRA, выражающего оценку уровня экономических и отраслевых рисков банковского сектора, определяемую как целое число по шкале от 1 до 10 (по степени возрастания уровня рисков). Она представляет собой относительную оценку позитивных и негативных факторов национальной банковской системы.

Специалисты S&P протестировали новые критерии в 23 странах на 138 банках, имеющих рейтинги агентства, в т.ч. 47 банков из Западной Европы, 38 — из Азиатско-Тихоокеанского региона, 23 — из Северной Америки, 17 — из Латинской Америки и 13 банков — из Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. Кроме того, выборка включает 35 банков, являющихся крупнейшими в мире по размеру активов. Полученные результаты показывают, что влияние предлагаемых изменений на рейтинги этих банков будет небольшим. В частности, 85% долгосрочных кредитных рейтингов, присвоенных банкам, попавшим в выборку, останутся неизменными либо переместятся на одну ступень вверх или вниз. Из оставшихся 15% примерно половина (в основном — рейтинги небольших банков и нишевых игроков) будут повышены более чем на одну ступень, а остальные — понижены более чем на одну ступень.

Предлагаемые методологические изменения в большей степени повлияли на оценки SACP: у 40% респондентов они понизились на одну ступень и более. Эти изменения оказали более прямое влияние на рейтинги S&P гибридных инструментов, чем изменения в итоговых кредитных рейтингах эмитентов.

Примерно для половины крупнейших банков предлагаемые методологические изменения могут вызвать понижение рейтингов (прежде всего долгосрочных), как правило, на одну ступень. В S&P подчеркивают, что каждое понижение долгосрочного рейтинга банка или его холдинговой компании до «А-» или ниже влечет за собой понижение и краткосрочного рейтинга — до уровня ниже «А-1». Это коснется менее 20% рассмотренных банков и банковских холдинговых компаний, имеющих сегодня рейтинги «А-1» или выше. Таким образом, белорусским ОАО «Белагропромбанк» и «БПС-Банк», имеющим рейтинги S&P, пока изменения вряд ли грозят.

Роман КУНИЦКИЙ